января

февраля

марта

апреля

мая

июня

июля

августа

сентября

октября

ноября

декабря

по старому стилю

по новому стилю

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

воскресенье

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

К 70-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Алфавит духовный
Из слов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Многое можно сказать о тесных исторических связях Руси и Афона. Как к источнику обильной благодати прибегали чада нашей Церкви к Святой Горе, чтобы обновить свои силы, взять за образец иноческие правила и уставы, получить назидательный духовный пример для благочестивой жизни. Богатое именами подвижников русское монашество получило свое историческое бытие с благословения Святого Афона. Отец наших иноков преподобный Антоний Печерский принял постриг в одном из афонских монастырей и по благословению игумена возвратился на Киевские горы, где основал монашеское братство, жившее по афонским уставам. Древняя летопись сохранила его наставление, обращенное к насельникам будущей Киево-Печерской лавры: «Бог собрал вас по благословению Святой Горы, с которым постриг меня тамошний игумен, а я постриг вас. Да будет же на нас благословение, во-первых, Бога, во-вторых, Святой Горы!»

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене, и будут два в одну плоть. И то, что Бог соединил, человек да не разлучает» (ср.: Мф. 19, 5–6). Это Божественное слово – это не человеческое слово, это не человеческая мудрость. В жизни двух людей, соединяющихся в одну плоть, проявляется как ни в чем больше любовь одного человека к другому – до полного соединения, до жертвенного служе- ния друг другу. И те, кто будут склонять главу свою в послушании перед этой великой тайной единства двух людей в одну плоть, кто со смирением и надеждой будут принимать благословение Божие на эту жизнь, всегда, даже в скорбях, будут обретать радость и силу и продолжать род человеческий.

Откровение, данное нам Господом и Спасителем, действительно перевернуло человеческую историю. Всякая религия, которая была до христианства, предполагала, что человека спасает скрупулезное исполнение внешних предписаний. Таким образом, религия превращалась в некую магию: людям казалось, что достаточно произвести то или иное сакральное действие, чтобы автоматически получить спасение. В подобном подходе было утрачено самое главное – внутреннее содержание религии, то есть вера. Господь Иисус Христос Своим пришествием в мир обновил само понятие религиозной жизни. Он научил нас тому, что подлинная вера там, где человек чувствует в своей жизни Божие присутствие. Молитва там, где есть искренняя уверенность в том, что Бог слышит. Религиозный образ жизни там, где в соответствии с верой устрояется жизнь человека. Мы спасаемся верой, которая привлекает к нам силу Божественной благодати.

Господь пришел и пострадал ради того, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком (см.: Ин. 10, 10), чтобы эта полнота человеческого бытия не прекратилась со смертью, но перешла в вечность. Господь ради этого пришел и отдал Себя, Свою жизнь на поругание человеческой злобе, зависти, гневу и нечистоте. Он сделал это, движимый любовью к людям, к творению Своему, и через этот пример Самого Господа мы можем понять, что есть любовь: любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви – не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.

Апостол Павел написал замечательные слова: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12, 4–7). Объясняя эти строки из Первого послания к Коринфянам, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Услышав о даровании, получивший меньше, может быть, стал бы скорбеть; но, услышав о служении, не станет, потому что это слово означает труд и работу» (Беседа 29). Каждый из нас наделен свыше теми или иными способностями, к которым Милостивый Спаситель может присовокупить и особые духовные дары. И мы призваны совершать все поручаемое нам с максимальной самоотдачей, сопрягая кропотливый труд, знания и навыки с усердной молитвой, веру и высокие евангельские истины с собственной жизнью.

Сегодня перед нашей страной и перед всем славянским миром встают задачи сохранения нашего единства, потому что мир вступил в эпоху глобализации, когда стираются границы между культурами, нациями, государствами. И для того чтобы выжить, нужно сохранять национальную общность. Именно поэтому Церковь призывает сегодня своих чад любить свою страну, сохранять единство, единство славянских народов, поддерживать свою культуру, оберегать ее от всякого засорения, сохранять чистоту языка – этот замечательный способ общения людей друг с другом! Но самое главное – сохранять чистоту помыслов и чистоту сердец, потому что именно эта чистота является залогом счастья и процветания людей.

Порой нас пытаются убедить в том, что падение рождаемости вызвано неблагоприятным экономическим положением страны. Но вспомним дореволюционную Россию. Разве в ней многодетные семьи были богаче современных и разве аналогичный нашему демографический кризис в США и в Западной Европе не свидетельствует о том, что отнюдь не материальным фактором определяется сокращение рождаемости? Причина – в утрате жертвенного начала современным человеком, в его неспособности дарить ребенку свое свободное время, уделить ему часть своего материального достатка, посвятить ему свой отпуск, предоставить ему свое жилище... Если говорить кратко, то отсутствие жертвенности есть отсутствие любви. Потому что любовь и жертва – это понятия с точки зрения христианской веры практически синонимичные. Ибо величайшим свидетельством и доказательством любви к человеку стала жертва Христа Спасителя, являвшаяся не чем иным, как обнаружением перед миром Божественной природы и Божественной любви.

Сораспяться Христу означает так принять слово Божие, чтобы оно приносило плод, чтобы величайшие Божественные заповеди, которые для одних являются великой мудростью, открывающей людям тайну человеческого бытия, а для других безумием (см.: 1 Кор. 1, 23), — чтобы эти заповеди вошли в нашу плоть и кровь, преобразили наше сознание, укрепили нашу волю, чтобы мы могли сопротивляться и диаволу, и многим искушениям, и соблазнам, и каменистой почве, которая сегодня часто представлена современной бездуховной культурой и обезбоженной жизнью общества.

Всякий раз, принося в Церкви покаяние в своих прегрешениях, исповедуясь перед крестом и Евангелием, мы слышим замечательные слова молитвы, читаемой священником. Обращаясь к Богу, он просит, чтобы Господь подал нам прощение грехов и отпущение их, чтобы, прощая всякое согрешение наше, вольное и невольное, примирил и соединил нас со Святой Его Церковью. В Таинстве Исповеди через раскаяние мы, отлучившие себя грехом от общения со Святой Церковью, силой Святого Духа восстанавливаем свое участие в ее таинственной жизни, соединяемся с общиной святых, в которой только и возможно спасение.

Крест – «хранитель всея вселенныя», Крест – торжество Церкви. Опора для народов и государств – Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста – вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное – служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось – ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни.

Бог есть любовь, и только любовью Божией может быть понята вся тайна Креста Господня. А что для нас это означает? А это означает вот что: если Бог есть любовь, то спасение в любви. Конечно, не в той любви, которую нам сегодня по телевизору показывают, не в буйстве человеческих страстей, а в той любви, которая накрепко соединяет людей, в той любви, через которую один отдает себя другому с радостью, потому что любящий всегда готов принести себя в жертву любимому. И если это происходит в семье, какие же крепкие становятся семьи! Если так строится брак, какой же счастливый этот брак! Он выдерживает все испытания временем. А если общество начинает строиться на этих законах? Конечно, не прямо на законе любви – общество управляется светскими, юридическими законами; но если в этих законах заложена высокая нравственность, если государство, школа, Церковь, интеллигенция начинают воспитывать людей в способности отдавать себя другому, если сама эта отдача другому становится национальной гордостью, достоянием, идеалом, то что будет с народом? Ведь каждый захочет быть похожим на этот идеал.

Наверное, одна из самых великих бед современной цивилизации и нашего общества – это человеческая разобщенность. Многие из нас страдают от одиночества. Живут среди людей, а страдают от одиночества. Почему? Ведь не в тайге же мы, не в пустыне, рядом с нами – соседи, коллеги по работе, просто знакомые. Откуда же это острое чувство одиночества и покинутости? Да оттого, что у нас нет ближних. Не родственников, близких и дальних, не знакомых, не коллег и товарищей, а именно ближних, то есть тех, кто оказывает нам сердечное участие. Милосердный самарянин стал ближним человеку, попавшемуся разбойникам, а этот несчастный, избитый и ограбленный стал ближним самарянину. Почему? Потому что милосердие, проявляемое нами, есть великая сила, соединяющая людей. Если не хочешь быть одиноким, делай добро. Делай, пока еще в силах. Даже когда кажется, что сил уже нет, что одиночество замучило, постарайся найти тех, кто страдает больше тебя, и прояви к ним участие. И одиночество уйдет, потому что рядом появится ближний.

Сильная вера, надежда на Господа испепеляет всякое уныние. В момент, когда уныние вас будет посещать, скажите Господу простые слова: «На все воля Твоя – и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная – Ты допустил все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния». И обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем. В ответ на эту молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Нельзя терять веры в то, что все в руках Божиих – и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии.

Человек как Божие творение, несущее в себе образ Божий, не может жить по закону греха, – это противоестественно. А если так, то жизнь во грехе не является жизнью. Апостол Павел говорит очень простые, но такие сильные слова: Вы должны быть рабами, но рабами не греха, а рабами праведности, рабами Божиими. Вы должны жить по Божественному закону, потому что плод такой праведности – святость и жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. И если человек живет в этой святости, то он подлинно сохраняет в себе Божий образ.

Наш долг – проповедовать миру Христа. Проповедниками должны быть не только епископы и священники, но каждый верующий во Христа человек, ибо на проповедь призваны все мы, весь народ Божий. Никогда не скрывайте своих взглядов, своей веры и упования – ни в трудовом коллективе, ни в общении с близкими людьми, ни в дружеском кругу. Окружающий нас мир должен быть извещен, что вопрос принятия Христа как нашего Спасителя равносилен вопросу быть или не быть человеческому роду.

Откровение, данное нам Господом и Спасителем, действительно перевернуло человеческую историю. Всякая религия, которая была до христианства, пред полагала, что человека спасает скрупулезное исполнение внешних предписаний. Таким образом, религия превращалась в некую магию: людям казалось, что достаточно произвести то или иное сакральное действие, чтобы автоматически получить спасение. В подобном подходе было утрачено самое главное – внутреннее содержание религии, то есть вера. Господь Иисус Христос Своим пришествием в мир обновил само понятие религиозной жизни. Он научил нас тому, что подлинная вера там, где человек чувствует в своей жизни Божие присутствие. Молитва там, где есть искренняя уверенность в том, что Бог слышит. Религиозный образ жизни там, где в соответствии с верой устрояется жизнь человека. Мы спасаемся верой, которая привлекает к нам силу Божественной благодати.

Слово Божие – это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово. Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно – нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной Вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.

Почему многие святые отцы именуют Евхаристию Таинством Церкви? Да потому что Церковь есть Тело Христово, по слову апостола (1 Кор. 12, 27), и оно являет себя как Тело Христово, совершая Таинство Евхаристии. Мы Церковь, когда мы вместе молимся и когда мы от единого Хлеба и от единой Чаши причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых. Причащаясь от единого Хлеба и Чаши, мы входим друг с другом во Единого Духа причастие, мы входим в нерасторжимое единство. Именно в этом Божественное обоснование единства Церкви, именно из этого факта проистекает осуждение всяких расколов, ересей, которые препятствуют людям участвовать в этой священной Евхаристической трапезе.

Мы дважды научены своей историей тому, сколь бережно следует относиться к традициям, особенно же к богослужебному укладу, который люди воспринимают как часть священной традиции. Первый урок – это старообрядческий раскол XVII века, а второй – пресловутое обновленчество 1920-х годов. И то и другое разделило людей, при этом цели, которые ставили реформаторы, не были достигнуты. Богослужение – это колоссальный культурный пласт, который был сформирован в греко-славянской культуре. Если его просто перевести на русский язык, это будет профанация. В основном богослужебные тексты – это стихи, греческая поэзия. Русский язык не является калькой с греческого языка. С греческого языка калькой является славянский. Значит, сохранить ритмику, сохранить поэзию можно только на славянском языке.

Каждый из нас в той или иной мере соприкасался с тем, что можно охарактеризовать как присутствие Божией благодати. Это происходит и во время богослужения, особенно совершения Таинства Святой Евхаристии и Таинства Крещения. Это происходит в моменты молитвенного уединения. Это и есть пребывание на Фаворе – переживание опыта Божественного присутствия. Особенно же сильно это чувство у тех, кто из неверия приходит к вере, кто, встретившись с Господом, реально чувствует Его присутствие и считает, что теперь он начнет новую жизнь, что все старое оставлено позади: не будет больше грехов, не будет больше измен; теперь он уже с Богом и никогда с Фавора не сойдет. А потом оказывается, что в жизни происходит другое: мы сходим с Фавора и снова оказываемся в гуще повседневной жизни с ее соблазнами. И как тут не вспомнить слова апостола Петра, который прошел через отречение от Спасителя и удивительным образом выразил свой духовный опыт присутствия на Фаворе и последующего отречения: Братия, будьте тверды в своем звании и призвании, и тогда никогда не поколеблетесь (ср.: 2 Пет. 1, 10).

Во всем нужно водительство Божией благодати – и в личной жизни, и в возрастании духовном. Нам нужно водительство благодати Божией и в решении социальных и политических проблем, и в усовершенствовании наших человеческих отношений, а тем более – в усовершенствовании страны нашей. И Божии храмы нужны нам для того, чтобы, вступая под их сень, мы всё это могли прочувствовать и выходили уже другими людьми, с полным сознанием того, что означает Божие присутствие в нашей жизни; чтобы мы выходили примиренными с собой, со своей совестью, с окружающими нас людьми; чтобы мы выходили сильными и способными отстаивать Божию правду в этом мире и вместе с Богом совершенствовать этот мир. Храмы Божии даются нам для того, чтобы здесь, в этом месте, где особо присутствует Божественная благодать, мы питались ею. А Божия благодать есть сила, способная преобразовать нашу личность и нашу жизнь по Божиему замыслу о мире и о человеке.

Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутри каждого человека (см.: Лк. 17, 21), есть царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Удивительно, что для вхождения в это Царствие не требуется ничего из того, что является столь вожделенным, столь необходимым, столь важным для каждого современного человека. Чтобы войти в это Царствие, не нужно занимать высокого места в обществе, быть могущественным, обладающим властью человеком, не нужно денег, не нужно человеческого успеха. Чтобы войти в это Царствие, нужно покаяться – и никаких других условий нет. А потому Царствие Божие открыто для всех – для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и даже для тех, кто очень неудачлив с обыденной точки зрения.

На чем же основывается вера современных людей? Чаще всего – на чуде. Большинство людей в своей жизни сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам – может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, ясно видит руку Божию. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на окружающий мир Божий, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем сильнее человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше он готов к тому, чтобы в этом чуде увидеть Бога. Но Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые с неодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Он использовал такие чудеса, то лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому чтобы поверить, нужно не ждать ошеломляющего сознание чуда, а видеть Бога в окружающем мире.

Хорошо известно, сколь весомый вклад вносили богословски образованные христиане в дело утверждения Православия. Сегодня эта непростая задача возложена в том числе и на духовные школы, соответствующие университеты и институты. Именно в стенах таких заведений люди, решившие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним, постигают и передают следующим поколениям богословские, исторические и иные знания, богатое наследие христианской культуры, дабы те могли, Господу содействующу, просвещать мир спасительным светом Евангельской истины. Однако не только знания и умения приобретаются в богословских учебных заведениях. Для их выпускников очевидно, что в первую очередь значимо не формальное книжное образование, а духовный навык, опыт молитвы и доброделания.

Если Господь сказал, что щедро пожинает тот, кто щедро сеет, – это закон. Это не гипотеза, это не предположение – это закон, и вне этого закона не может быть никакого доброго урожая, а вместе с ним и доброго собирания в радость себе, своим ближним, своей семье, своему народу, своему Отечеству.

Обращаясь к нашей молодежи, я призываю использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений, на усвоение национальной культуры и на служение ближнему. Это путь желающих стать сильной личностью, ищущих полноты бытия и подлинного счастья. Обращаясь к наставникам юных – всем тем, кто причастен к воспитанию и образованию молодежи, я призываю, прежде всего, во всем быть им достойным примером, ибо живые образы благочестия и целомудрия убедительнее всяких наставлений.

Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, то есть Сын Божий Господь Иисус Христос, явил нам Бога (Ин. 1, 18). И явление это было особенным. Бог возжелал не только явить Себя людям, Он возжелал войти с людьми в самое тесное общение, какое только возможно: Он Сам становится человеком. Он соединяется с плотью и кровью человеческой и через славу Своего Воскресения и вознесения на Небо вводит нашу человеческую природу в тайну жизни Святой Троицы.