января

февраля

марта

апреля

мая

июня

июля

августа

сентября

октября

ноября

декабря

по старому стилю

по новому стилю

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

воскресенье

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Месяцеслов

1 мая по старому стилю  /  14 мая по новому стилю
суббота


Прор. Иеремии (VI в. до Р. Х.). Прп. Пафнутия Боровского (1477).

Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Прп. Герасима Болдинского (1554). Прмч. Ваты Персянина (IV). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (1213). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).

Мц. Нины Кузнецовой (1938).

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

Деян., 15 зач., V, 21–33. Ин., 19 зач., VI, 14–27. Прор.: 1 Кор., 156 зач., XIV, 20–25. Лк., 14 зач., IV, 22–30*.

Порядок соединения служб по Триоди и Минее указан в главе Типикона «О субботах Пятидесятницы».

Тропарь пророка Иеремии, глас 2:

Проро́ка Твоего́ Иереми́и… (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак пророка Иеремии, глас 3:

Очи́стив ду́хом, вели́кий проро́че и му́чениче,/ твое́ светоза́рное се́рдце,/ сла́вне Иереми́е,/ проро́чествия дар свы́ше прия́л еси́/ и возопи́л еси́ велегла́сно во страна́х:/ се Бог наш, и не приложи́тся ин к Нему́,// И́же, вопло́щся, на земли́ яви́лся есть.

Тропарь преподобного Пафнутия Боровского, глас 4:

Жития́ све́тлостию просвети́в твое́ Оте́чество,/ в моли́твах и посте́х дарова́ний Боже́ственнаго Ду́ха испо́лнился еси́,/ и, во вре́менней сей жи́зни до́бре подвиза́вся,/ ми́лость благоутро́бия всем скорбя́щим отве́рзл еси́,/ и ни́щим был еси́ засту́пник./ Тем мо́лим тя, о́тче Пафну́тие,// моли́ Христа ́Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак преподобного Пафнутия Боровского, глас 8:

Бо́жиим светоли́тием просвеще́н, о́тче,/ по́стническое стяжа́л еси́ жи́тельство, преподо́бне,/ и́ноком предо́брый наста́вниче и по́стником благо́е украше́ние./ Сего́ ра́ди Госпо́дь, труды́ твоя́ ви́дев,/ чуде́с да́ром обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния./ Мы же, ра́дующеся, вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Пафну́тие.

***

Почему Господу было угодно, чтобы именно вера определяла спасение человека? Да именно потому, что вера – такое состояние человека, которое требует отдачи всех сил. Каждый, кто сильно молился хотя бы один раз в жизни, например перед страхом смерти или вымаливая жизнь у несчастных, безнадежно больных близких родственников, своих родителей и детей, знает, что означает подвиг истинной молитвы. Христос, молившийся в Гефсимании, проливал кровавый пот. Как же напряжены были Его человеческие силы, когда он молился с такой отдачей! Вера требует этой концентрации сил. Потому она и является непременным условием нашего спасения. И хотя святитель Иоанн Златоуст и говорит, что Бог не хотел, чтобы спасение человека происходило без его человеческих усилий, в его словах скрывается мысль о том, что, конечно, не вера человека спасает, а Сам Бог, но для того чтобы стать тем объектом Божественной миссии спасения, который способен эту миссию воспринять, человек должен верить.

_______________

* Если совершается служба прп. Пафнутия, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.