января

февраля

марта

апреля

мая

июня

июля

августа

сентября

октября

ноября

декабря

по старому стилю

по новому стилю

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

воскресенье

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Месяцеслов

8 сентября по старому стилю  /  21 сентября по новому стилю
среда


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

и Приснодевы Марии

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.)*.

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На трапезе разрешается рыба.

На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Матере».

На литургии вместо «Достойно» – «Величай, душе́ моя... Чужде ма́терем девство...» (до отдания).

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак праздника, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.

***

Неслучайно, что в начале церковного года празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней» – именно с этого события и началась новая эпоха в истории человеческого рода. Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, – Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось от Него – от Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всего человечества. Господь не только перевернул общественное сознание того времени, но и изменил вектор развития всей человеческой цивилизации, открыв людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру, ибо любовь в первую очередь характеризуется способностью жертвовать.

_______________

* Имена прпп. Иоанна (Майсурадзе) и Георгия (Мхеидзе) внесены в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2003 года. Прославление совершено Грузинской Православной Церковью.