
|
Богослужебные указания
![]()
25. Понедельник 2-й седмицы. Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение[1], 1-е и 2-е Обре́тение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник)[2] чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний»)[3]. Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе́, оде́ющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе́, оде́ющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе, и о оде́жди Моей мета́ша жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми́ Ми, вску́ю оставил Мя еси?». После прокимна читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам...». Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!». Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь ви́сит на Дре́ве...». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже...»[4], затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста)[5]. Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго...». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Моли́те за ны...» с поклонами, «Под Твое благоутробие...» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь ви́сит на Дре́ве...» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 17 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 4-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского (с 25 февраля), глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Еди́на Невмести́маго Бо́га...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 17 февраля). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной)[6]. Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 18 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстно́й седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений[7]. Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстно́й седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность[8]. Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста. Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в среду и пятницу в течение 2-й–6-й седмиц: 2-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 (1, 1 – 4, 17). 6-й час – Мф., зач. 9–20 (4, 18 – 7, 11). 9-й час – Мф., зач. 21–34 (7, 12 – 10, 8). Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 (10, 9 – 12, 30). 6-й час – Мф., зач. 47–57 (12, 30 – 14, 13). 9-й час – Мф., зач. 58–70 (14, 14 – 17, 9). 3-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 71–80 (17, 10 – 20, 16). 6-й час – Мф., зач. 81–90 (20, 17 – 22, 22). 9-й час – Мф., зач. 91–103 (22, 23 – 24, 51). Пт. 3-й час – Мф., зач. 104–108 (25, 1 – 26, 56). 6-й час – Мф., зач. 109–116 (26, 57 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–12 (1, 1 – 3, 19). 4-я седмица: Ср. 3-й час – Мк., зач. 13–22 (3, 20 – 6, 7). 6-й час – Мк., зач. 23–32 (6, 7 – 8, 10). 9-й час – Мк., зач. 33–44 (8, 11 – 10, 16). Пт. 3-й час – Мк., зач. 45–55 (10, 17 – 12, 27). 6-й час – Мк., зач. 56–64 (12, 28 – 14, 42). 9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20). 5-я седмица: Ср. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20). 6-й час – Лк., зач. 6–15 (2, 20 – 4, 36). 9-й час – Лк., зач. 16–28 (4, 37 – 7, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 29–38 (7, 1 – 8, 39). 6-й час – Лк., зач. 39–50 (8, 40 – 10, 15). 9-й час – Лк., зач. 51–62 (10, 16 – 12, 1). 6-я седмица: Ср. 3-й час – Лк., зач. 63–73 (12, 2 – 13, 35). 6-й час – Лк., зач. 74–83 (14, 1 – 17, 4). 9-й час – Лк., зач. 84–95 (17, 3 – 19, 28). Пт. 3-й час – Лк., зач. 96–107 (19, 29 – 21, 36). 6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1). 9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53). Порядок чтения Евангелия на великопостных часах ежедневно в течение 2-й–6-й седмиц: 2-я седмица: Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–4 (1, 1 – 2, 23). 6-й час – Мф., зач. 5–8 (3, 1 – 4, 17). 9-й час – Мф., зач. 9–11 (4, 18 – 5, 19). Вт. 3-й час – Мф., зач. 12–17 (5, 20 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–22 (6, 22 – 7, 21). 9-й час – Мф., зач. 23–28 (7, 21 – 9, 1). Ср. 3-й час – Мф., зач. 29–34 (9, 1 – 10, 8). 6-й час – Мф., зач. 35–43 (10, 9 – 11, 30). 9-й час – Мф., зач. 44–46 (12, 1 – 12, 30). Чт. 3-й час – Мф., зач. 47–49 (12, 30 – 13, 3). 6-й час – Мф., зач. 50–54 (13, 4 – 13, 43). 9-й час – Мф., зач. 55–56 (13, 44 – 13, 58). Пт. 3-й час – Мф., зач. 57–59 (14, 1 – 14, 34). 6-й час – Мф., зач. 60–64 (14, 35 – 15, 39). 9-й час – Мф., зач. 65–70 (16, 1 – 17, 9). 3-я седмица: Пн. 3-й час – Мф., зач. 71–73 (17, 10 – 18, 4). 6-й час – Мф., зач. 74–75 (18, 1 – 18, 20). 9-й час – Мф., зач. 76–80 (18, 18 – 20, 16). Вт. 3-й час – Мф., зач. 81–82 (20, 17 – 20, 34). 6-й час – Мф., зач. 83–84 (21, 1 – 21, 22). 9-й час – Мф., зач. 85–88 (21, 23 – 21, 46). Ср. 3-й час – Мф., зач. 89–90 (22, 1 – 22, 22). 6-й час – Мф., зач. 91–93 (22, 23 – 23, 12). 9-й час – Мф., зач. 94–96 (23, 13 – 23, 39). Чт. 3-й час – Мф., зач. 97–98 (24, 1 – 24, 13). 6-й час – Мф., зач. 99 (24, 13 – 24, 28). 9-й час – Мф., зач. 100–104 (24, 27 – 25, 13). Пт. 3-й час – Мф., зач. 105–106 (25, 14 – 25, 46). 6-й час – Мф., зач. 107–109 (26, 1 – 26, 75). 9-й час – Мф., зач. 110–116 (27, 1 – 28, 20). 4-я седмица: Пн. 3-й час – Мк., зач. 1–5 (1, 1 – 1, 35). 6-й час – Мк., зач. 6–9 (1, 35 – 2, 22). 9-й час – Мк., зач. 10–12 (2, 23 – 3, 19). Вт. 3-й час – Мк., зач. 13–16 (3, 20 – 4, 23). 6-й час – Мк., зач. 17–22 (4, 24 – 6, 7). 9-й час – Мк., зач. 23–29 (6, 7 – 7, 24). Ср. 3-й час – Мк., зач. 30–32 (7, 24 – 8, 10). 6-й час – Мк., зач. 33–38 (8, 11 – 9, 9). 9-й час – Мк., зач. 39–44 (9, 10 – 10, 16). Чт. 3-й час – Мк., зач. 45–48 (10, 17 – 10, 52). 6-й час – Мк., зач. 49–51 (11, 1 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–55 (11, 27 – 12, 27). Пт. 3-й час – Мк., зач. 56–60 (12, 28 – 13, 23). 6-й час – Мк., зач. 61–64 (13, 24 – 14, 42). 9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20). 5-я седмица: Пн. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20). 6-й час – Лк., зач. 6–9 (2, 20 – 3, 18). 9-й час – Лк., зач. 10–12 (3, 19 – 4, 15). Вт. 3-й час – Лк., зач. 13–15 (4, 16 – 4, 36). 6-й час – Лк., зач. 16–20 (4, 37 – 5, 32). 9-й час – Лк., зач. 21–24 (5, 33 – 6, 23). Ср. 3-й час – Лк., зач. 25–28 (6, 24 – 7, 1). 6-й час – Лк., зач. 29–32 (7, 1 – 7, 35). 9-й час – Лк., зач. 33–35 (7, 36 – 8, 15). Чт. 3-й час – Лк., зач. 36–38 (8, 16 – 8, 39). 6-й час – Лк., зач. 39–44 (8, 40 – 9, 27). 9-й час – Лк., зач. 45–48 (9, 28 – 9, 56). Пт. 3-й час – Лк., зач. 49–50 (9, 57 – 10, 15). 6-й час – Лк., зач. 51–56 (10, 16 – 11, 13). 9-й час – Лк., зач. 57–62 (11, 14 – 12, 1). 6-я седмица: Пн. 3-й час – Лк., зач. 63–68 (12, 2 – 12, 48). 6-й час – Лк., зач. 69–70 (12, 48 – 13, 9). 9-й час – Лк., зач. 71–73 (13, 10 – 13, 35). Вт. 3-й час – Лк., зач. 74–77 (14, 1 – 14, 35). 6-й час – Лк., зач. 78–80 (15, 1 – 16, 9). 9-й час – Лк., зач. 81–83 (16, 10 – 17, 4). Ср. 3-й час – Лк., зач. 84–86 (17, 3 – 17, 25). 6-й час – Лк., зач. 87–89 (17, 26 – 18, 14). 9-й час – Лк., зач. 90–95 (18, 15 – 19, 28). Чт. 3-й час – Лк., зач. 96–98 (19, 29 – 19, 48). 6-й час – Лк., зач. 99–101 (20, 1 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–103 (20, 27 – 21, 4). Пт. 3-й час – Лк., зач. 104–107 (21, 5 – 21, 36). 6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1). 9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53). Порядок чтения Евангелия на великопостных часах только на 6-й седмице: Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–17 (1, 1 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–42 (6, 22 – 11, 26). 9-й час – Мф., зач. 43–66 (11, 27 – 16, 12). Вт. 3-й час – Мф., зач. 67–83 (16, 13 – 21, 17). 6-й час – Мф., зач. 84–105 (21, 18 – 25, 30). 9-й час – Мф., зач. 106–116 (25, 31 – 28, 20). Ср. 3-й час – Мк., зач. 1–25 (1, 1 – 6, 45). 6-й час – Мк., зач. 26–51 (6, 45 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–71 (11, 27 – 16, 20). Чт. 3-й час – Лк., зач. 1–16 (1, 1 – 4, 44). 6-й час – Лк., зач. 17–38 (5, 1 – 8, 39). 9-й час – Лк., зач. 39–62 (8, 40 –12, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 63–82 (12, 2 – 16, 18). 6-й час – Лк., зач. 83–105 (16, 19 – 21, 11). 9-й час – Лк., зач. 106–114 (21, 12 – 24, 53). Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны за 4 дня: 1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 В 2025 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на понедельник 6-й седмицы Великого поста, поэтому в Неделю 5-ю поста вечером совершение на вечерне пассии не представляется возможным. 2 При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обре́тения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 30 мая 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил утвердить документ «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви», направить его в епархии для рассылки в храмы и монастыри к руководству в богослужебной практике и опубликовать в официальных органах информации Русской Православной Церкви. 4 В некоторых храмах существует практика произнесения т. н. малой сугубой ектении «Помилуй нас, Боже...» (из состава двупсалмия на утрене). 5 Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы). 8 Помимо традиции торжественного чтения Евангелия на великопостных часах в соответствии с чинопоследованием часов первых трех дней Страстной седмицы (с изнесением Евангелия царскими вратами на середину храма, каждениями и т. д.; см. 1 апреля), встречается практика, согласно которой Евангелие в седмичные дни Великого поста, предшествующие Страстной седмице, читается после Богородична часа (на 6-м часе – после паримии и второго прокимна Триоди) священником в алтаре у престола. На чтение Евангелия отверзаются царские врата, священник облачается на чтение Евангелия в фелонь, каждение на часах не совершается. ![]()
|
НОВИНКИ13
![]()
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет подарочный настенный календарь на 12 месяцев формата А2 «К 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси», посвященный жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Патриарха Тихона
|