15 августа по старому стилю  /  28 августа по новому стилю
четверг

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».

На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение... Побеждаются естества уставы...» (до отдания).

Тропарь праздника, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́,/ Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак праздника, глас 2:

В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная/ Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ и всесла́вное сла́вим// успе́ние Твое́.

Задостойник, глас 1:

А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася,// ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на не́бо.

Побежда́ются естества́ уста́вы/ в Тебе́, Де́во Чи́стая,/ де́вствует бо рождество́/ и живо́т предобруча́ет смерть./ По рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́,/ спаса́еши при́сно,// Богоро́дице, насле́дие Твое́.



Успение Пресвятой Богородицы есть день торжества и славы, день вселенского прославления Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Ее жизнь завершилась физической смертью, как то соответствует человеческой природе. Но силой Божественной Дева Мария была вознесена с телом на небо. Нет Ее тела на земле, и это великое свидетельство того, что силой благодати Божией материальный мир способен преобразовываться в новую реальность, которая существует вечно. Мы знаем об этой реальности из Священного Писания, которое говорит о том, что в конце времен будут новое небо и новая земля (Откр. 21, 1). Не сказано, что не будет земли и не будет неба. Не сказано, что не будет никакого материального окружения человеческой жизни. Но сказано, что будут новое небо и новая земля. И Дева Мария, с телом вознесенная на небо, свидетельствует нам о том, что силой Божественной, таинственным, непостижимым для нас образом материальный мир способен преобразовываться в мир грядущего века, в Царствие Небесное, в котором каждый, кто будет оправдан Господом, обретет место для своей жизни. В нашей Церкви все самые главные соборы и обители названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. И Киево-Печерская лавра, и Почаевская лавра, и главный храм Троице-Сергиевой лавры – Успенский собор, и Успенский собор в центре Святой Руси, в Кремле, и кафедральные соборы во многих и многих городах наименованы в честь этого таинственного и священного события, стоящего как бы на грани миров – видимого и невидимого. Царица Небесная, перешедшая из этой жизни в ту жизнь, всех нас укрепляет в надежде: мы не исчезнем с физической смертью, мы будем жить. И Господь уготовал для нас иной мир, в котором все то, что созидалось в этом мире по Его благой воле, будет существовать Его благодатью и силой – неведомым нам способом, но реально. И поэтому, празднуя день Успения Пресвятой Богородицы, Ее вхождение в иной мир, мы просим Господа о милости ко всем нам, чтобы Ее молитвами, Ее предстательством Господь хранил землю нашу, все народы земли. Чтобы Господь силой благодати Своей не давал людям потерять из вида самую главную перспективу – перспективу вечной жизни. И верим, что по молитвам Пресвятой Девы Марии Господь не оставит нас Своей милостью.

НОВИНКИ4
Календарь является аналогом официального календаря Русской Православной Церкви. Издание включает полный месяцеслов, указатель чтений Священного Писания, указатель имён святых и указатель икон Божией Матери. Удобный формат. Календарь имеет небольшую толщину за счет использования специальной тонкой белой бумаги. Подходит как для священнослужителей, так и для мирян.
АВГУСТ
пн вт ср чт пт сб вс
29 января    11 февраля
по старому стилю   по новому стилю