25 декабря по старому стилю  /  7 января по новому стилю
среда

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преставление сщмч. Леонида Серебренникова (1919).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Утр. – Мф., 2 зач., I, 18–25. Лит. – Гал., 209 зач., IV, 4–7. Мф., 3 зач., II, 1–12.

От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу...» – лития.

На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», «И ныне» – глас той же: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу».

В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш...».

На литургии антифоны праздника, входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого – «Елицы...». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́... Любити убо нам...» (до отдания). Причастен «Избавление посла́ Господь людем Своим».

В седмичные дни попразднства на литургии по входе: «Приидите, поклони́мся... Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы...».

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва Тебе́!

Кондак праздника, глас 3:

Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося/ от Безневе́стныя// и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.

Задостойник, глас 1:

Велича́й, душе́ моя́,// Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу.

Люби́ти у́бо нам я́ко безбе́дное стра́хом/ удо́бее молча́ние,/ любо́вию же, Де́во,/ пе́сни тка́ти, спротяже́нно сложе́нныя, неудо́бно есть,// но и, Ма́ти, си́лу, ели́ко есть произволе́ние, даждь.



Невозможно представить себе, как развивалась бы история рода человеческого, если бы Бог во Христе не вошел в человеческую жизнь. Мы просто не можем представить себе того языческого или безбожного мира, в котором жило бы человечество. И наверное, история давно закончилась бы, но именно потому, что Бог рядом, что Он слышит наши обращения к Нему, мы и живем, мы действуем, мы существуем, опираясь на Его помощь, на Его десницу. Кто-то может сказать: наверное, речь идет о верующих, крещеных людях – тех, кто признает бытие Божие, кто в храмы ходит. Но в Евангелии, которое мы сегодня слышали, не говорится о том, что Господь Еммануил пришел только к избранным. Евангелие четко констатирует: родился Еммануил – с нами Бог. С кем с нами? Со всем родом человеческим. Тогда еще не было ни одного крещеного, но Бог уже был с родом человеческим. И сегодня, как бы человек ни был далек от Бога, даже если он Его не признает, Бог всегда рядом, и человеку нужно сделать совсем немногое для того, чтобы почувствовать в своей жизни Божественное дыхание.

НОВИНКИ8
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
ЯНВАРЬ 2026
пн вт ср чт пт сб вс
6 марта    19 марта
по старому стилю   по новому стилю