26 декабря по старому стилю  /  8 января по новому стилю
четверг

Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сарди́йского (ок. 840).

Прп. Константина Сина́дского (VIII). Прп. Еваре́ста (825). Прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.).

Прмч. Исаакия Бобракова (1938). Сщмчч. Александра Волкова и Димитрия Чистосердова пресвитеров (1918); сщмчч. Николая Тарбеева, Михаила Чельцова, Николая Залесского пресвитеров и Михаила Смирнова диакона (1930); сщмчч. Леонида, еп. Марийского, Александра Крылова пресвитера, прмч. Василия Мазуренко, прмцц. Анфисы Сысоевой и Макарии Сапрыкиной (1937); сщмч. Григория Сербаринова пресвитера, прмцц. А́вгусты Защук и Марии Лактионовой, мц. Агриппины Лесиной (1938).

Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Богородицы: Евр., 306 зач., II, 11–18. Мф., 4 зач., II, 13–23.

На великой вечерне вход, прокимен великий: «Кто Бог велий, яко Бог наш...».

На утрене оба канона праздника. По 3-й песни канона – кондак, икос и ипакои праздника, по 6-й – кондак «Иже прежде денницы...» с икосом. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

На литургии по входе тропарь праздника «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» – кондак, глас 6-й: «Иже прежде денницы...» (этот же кондак читается на часах). Прокимен, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа...». Причастен «Избавление посла́ Господь людем Своим».

Тропарь Рождества Христова, глас 4*:

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва Тебе́!

Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6:

И́же пре́жде денни́цы от Отца́ без ма́тере роди́выйся,/ на земли́ без отца́ воплоти́ся днесь из Тебе́./ Те́мже звезда́ благовеству́ет волхво́м,/ А́нгели же с па́стырьми пою́т// несказа́нное Рождество́ Твое́, Благода́тная.

* Кондак праздника «Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет...» в этот день на часах и на литургии по входе не поется.



Рождество, как ни одно другое событие Священной истории, помогает нам понять, что с приходом Господа и Спасителя произошло то, что принципиально отличает жизнь человека до и после этого события. Если спросить историка, чем отличается жизнь до и после пришествия в мир Спасителя, то он не найдет никаких особых подтверждений того, что жизнь людей стала принципиально иной, потому что следов этого изменения во внешнем мире почти нет. Конечно, вера во Христа Спасителя содействовала развитию иного мышления людей, которое отразилось, в частности, в государственном устройстве, в построении христианских империй, в развитии искусств, в храмоздательстве, – эти видимые знаки новой эры хорошо известны людям. Но если говорить о том, что существенно, принципиально отличает одну эпоху от другой, то мы не найдем никаких внешних свидетельств этого отличия. Есть только одно – Божественное – свидетельство, которое провозгласили Ангелы Божии в ночь Рождества, которое провозглашали еще пророки Ветхого Завета и о котором мы слышим из Евангелия: родился Господь Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23).

НОВИНКИ6
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
ЯНВАРЬ 2026
пн вт ср чт пт сб вс
4 февраля    17 февраля
по старому стилю   по новому стилю