
|
Богослужебные указания
![]()
17. Суббота. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Служба прор. Даниила и святых отроков шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 4-й – 3, и отроков, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Духовно нас, вернии...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Жертвы одушевленныя...», 3-й: «Честна смерть святых Твоих, Господи...», 4-й: «Имуще дерзновение...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – пророка, глас 6-й: «Даниил, муж желаний...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...». На повечерии может петься[1] служба мчч. Севастиана и дружины его (с 18 декабря). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святых, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), отроков на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)[3]. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак и икос пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава» – седален отроков, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же[4]. По 6-й песни – кондак и икос отроков, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен пророка. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Кто не ужасается...», 2-й: «Ангелом сопричастницы...», 3-й: «Како вашим подвигом...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – святых, глас 6-й: «Мысленному Солнцу Правды...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мати Святая...». На часах – тропарь святых. Кондаки пророка и отроков читаются попеременно. На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и отроков, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь святых; кондак храма, кондак отроков, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь святых; кондак отроков, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». Прокимен[5] – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония...»; и святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Апостол и Евангелие – субботы пред Рождеством Христовым[6], дня (под зачало) и святых. Аллилуиарий[7] – дня (субботы) и святых, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их...», стих: «Многи скорби праведным...». Причастен – дня (субботы) и святых: «Радуйтеся, праведнии...». 1 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об. 4 В Минее сначала приводится седален отроков, а потом пророка. – Сост. 5 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. В соответствии с общим уставом субботнего богослужения, можно считать допустимым пение прокимнов в следующем порядке: святых и дня (субботы). 6 Чтения субботы пред Рождеством Христовым переносятся на данную субботу по причине совпадения навечерия Рождества Христова с субботой. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380. 7 Аллилуиарии и причастны дня (субботы) и святых совпадают. ![]()
|
НОВИНКИ1
![]()
Патриарший календарь на 2023 год — официальное календарно- богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви.
|