Месяцеслов

11 ноября по старому стилю  /  24 ноября по новому стилю
воскресенье


Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия диакона, Валенси́йского (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Марти́рия Зелене́цкого (XVII). Мч. Стефана Деча́нского, короля Сербского (ок. 1331) (Серб.). Собор Аланских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 10 ноября)*.

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Гал., 215 зач., VI, 11–18. Лк., 53 зач., X, 25–37. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Мф., 10 зач., IV, 25 V, 12**.

* Поименный список Собора Аланских святых утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 мая 2023 года.

** Если совершается служба блж. Максима, то на литургии – чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 V, 12.

Тропарь воскресный, глас 5:

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным Воскресе́нием Свои́м.

Кондак воскресный, глас 5:

Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче;/ те́мже вси зове́м:// спаси́ нас, Го́споди.

Тропарь мучеников Мины, Виктора и Викентия, глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Или тропарь, великомученика Мины, глас 4:

Я́ко Безпло́тным собесе́дника/ и страстоте́рпцем единовсе́льника,/ соше́дшеся ве́рою, Ми́но, восхваля́ем тя,/ ми́ра ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Кондак великомученика Мины, глас 4:

Во́инства исхити́ привре́меннаго/ и нетле́ннаго показа́ тя Небе́снаго о́бщника,/ страстоте́рпче Ми́но,/ Христо́с, Бог наш,// И́же му́чеников нетле́нный вене́ц.

Тропарь преподобнаго Феодора Студита, глас 8:

Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Фео́доре прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2:

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги/ и А́нгелом совсе́льник, богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре./ С ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся// не преста́й о всех нас.

Тропарь блаженного Максима, глас 5:

Нагото́ю теле́сною и терпе́нием/ обнажи́л еси́ вра́жия кова́рствия,/ облича́я неподо́бное его́ дея́ние,/ зе́льне стражда́ со́лнечный вар/ и ну́ждныя вели́кия сту́дени,/ мра́за и огня́ не чул еси́,/ Бо́жиею по́мощию покрыва́емь,/ Макси́ме прему́дре,/ о ве́рою творя́щих па́мять твою́ че́стно/ и усе́рдно притека́ющих к моще́м твои́м/ моли́ изба́витися от бед// и паде́ния избежа́ти.

Кондак блаженного Максима, глас 2:

Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́дости и теле́сная одея́ния в ничто́же вмени́л еси́/ и нестяжа́ние па́че су́етнаго ми́ра возлюби́л еси́./ А́нгельское житие́ проходя́,/ сконча́лся еси́, блаже́нне Макси́ме:// с ни́миже Христа́ моли́ непреста́нно о всех нас.



За сегодняшней Божественной литургией нам было предложено евангельское чтение про милосердного самарянина (см.: Лк. 10, 25–37). Как же мы можем применить мудрость этого евангельского повествования к нашей жизни? Ведь и мы часто как бы выбираем себе ближних. Есть родственники, братья, сестры, муж, жена – это понятно, это по родству, ну а дальше как? А дальше мы уже сами избираем себе ближних и нередко хотим, чтобы эти ближние были влиятельными, состоятельными, даже начальствующими. Мы стараемся заручиться их поддержкой, войти в доверие, чтобы от этой близости что-то получить – продвижение по службе, увеличение зарплаты, какое-то другое поощрение. Мы выбираем себе ближнего, который нам нужен, который может для нас что-то сделать. Но Господь этой притчей, этим повествованием учит нас тому, что критерий выбора ближнего не должен быть меркантильным. Вступая в общение с человеком, никогда не нужно спрашивать себя: а что он может для меня сделать? А стоит ли с ним дружить? А стоит ли его в дом приглашать? (И если ответ такой: да вряд ли что-то может, – то, конечно, и в дом не приглашать, и не дружить.) Господь обращается сегодня к тем, кто таким образом выбирает себе друзей, знакомых, составляет компании, стремясь к своей собственной выгоде, надеясь через круг нужных знакомств непременно что-то получить. Но в таких людях невозможно найти ближних. Почему? Потому что ближний – тот, кто делает тебе добро не ради грядущих заслуг, не ради денег, а по движению сердца своего.

НОВИНКИ8
Издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии.
НОЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
14 мая    27 мая
по старому стилю   по новому стилю