16 ноября по старому стилю  /  29 ноября по новому стилю
суббота

Апостола и евангелиста Матфея (60).

Прав. Фулвиа́на, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филуме́на Святогробца (1979).

Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938).

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 30 зач., IX, 9–13. Ряд.: Гал., 199 зач., I, 3–10. Лк., 49 зач., IX, 57–62.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3:

Апо́столе святы́й и евангели́сте Матфе́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Или тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас тот же:

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чтим честну́ю па́мять твою́, Матфе́е богоглаго́ливе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4:

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час Су́дный.



У греков часто употреблялось слово ἔλεος, – «милость». Под этим словом подразумевалась некая добродетель, чаще всего по отношению к соплеменникам, родным, близким, и практически никогда – по отношению к тем, кто был далек или оставался за пределами круга личных интересов. Но Господь дает заповедь, которая словно нарушает эту обычную человеческую логику. Он говорит: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6; Мф. 9, 13; 12, 7). То есть даже жертвоприношения, предписанные Священным Писанием, не были угодны Богу, если не сопровождались в первую очередь готовностью прощать людям их грехи. Мы нечасто об этом задумываемся, да и вообще эта тема обычно находится вне нашего внимания. Что для нас грехи других людей? Обычно то, что нас обидело, оскорбило, то, что поставило нас в трудное житейское положение. Например, мы иногда теряем работу, и тот, кто был инициатором или виновником случившегося, становится нашим врагом, а мы стремимся ответить ему тем же. А приходя в храм Божий, мы чаще всего молимся о чем-то другом и менее всего вспоминаем свои собственные грехи и свою неправду. Нередко бывает и так, что мы сделаем что-то доброе – жертву в храм принесем, поможем кому-то, – и у нас складывается впечатление, будто всё у нас в порядке. Но слова Господа «милости хочу, а не жертвы» должны поставить всё на свои места. То, что нам кажется жертвой, конечно, принимается Господом, но Он от нас требует большего – милости, а не жертвы.

НОВИНКИ8
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
НОЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
13 января    26 января
по старому стилю   по новому стилю