Богослужебные указания

25 июня по старому стилю  /  8 июля по новому стилю
вторник

25. Вторник. Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских, чудотворцев.

Прп. Ни́кона Беляева О́птинского, исп[1].

Прп. Далма́та Исе́тского[2].

Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии и службой Октоиха (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й 3, и преподобномученицы, глас тот же 3. «Слава, и ныне» Минеи, глас 8-й: «Виждь Елисаве́ть...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т...».

По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в Минее 25 июня) на 4 и преподобномученицы на 4.

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях ирмосы канона Минеи (преподобномученицы).

По 3-й песни кондак преподобномученицы, глас 6-й; седален Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 8-й. «Слава» седален преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни кондак и икос Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» светилен Предтечи (см. в Минее 25 июня), «И ныне» Богородичен Минеи: «Прему́дрость ипоста́сную...».

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» Предтечи, глас 2-й: «И́же от проро́ка...» (см. в Минее 25 июня), «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице...».

По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня). «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондаки преподобномученицы и Предтечи (см. в Минее 25 июня) читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки[3]:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), тропарь преподобномученицы; кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня)[4], тропарь храма, тропарь преподобномученицы; кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак храма, кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен[5] дня и преподобномученицы.

Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и преподобномученицы.

На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).


Б. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно...», «И ныне» Минеи, глас 8-й: «Виждь, Елисаве́ть...» (см. в службе прмц. Февронии).

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде...», «И ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т...» (см. в службе прмц. Февронии).

По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6.

Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя...».

По 3-й песни кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же: «Заха́риин плод...» (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего...».

По 6-й песни кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» светилен благоверных князей, «И ныне» Богородичен Минеи: «Пресвята́я Богоро́дице...».

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 4-й – 4. «Слава» благоверных князей, глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы...», «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «На Тя упова́ние...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»).

Великое славословие. По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) читаются попеременно.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии)[6], тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен дня и благоверных князей.

Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и благоверных князей.

На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 июля 2024 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобноисповеднику Никону Оптинскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6146589.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далма́ту Исе́тскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972704.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/395).

3 Дневные тропарь и кондак опускаются, поскольку заменяются тропарем и кондаком Предтечи из Минеи.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299.

5 Причастны дня и преподобномученицы совпадают.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299.

НОВИНКИ5
К Календарь содержит чтения из Священного Писания на каждый день. Издание выходит в серии настольных церковных календарей Издательства Московской Патриархии.
ИЮЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
18 марта    31 марта
по старому стилю   по новому стилю