
|
Богослужебные указания
![]()
5. Пятница. Обре́тение честны́х моще́й прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского. Прмцц. вел. кн. Елисаве́ты и инокини Варва́ры[1]. Прп. Афана́сия Афо́нского. Прп. Ага́пита Таубе исп., О́птинского[2]. Иконы Божией Матери, именуемой «Домострои́тельница» («Эконо́мисса»). Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Обре́тения мощей прп. Се́ргия Ра́донежского (А), а также порядок соединения полиелейной службы прп. Се́ргия Ра́донежского со славословной службой прмцц. вел. кн. Елисаве́ты и инокини Варва́ры (Б). Примечание. Полиелейная служба прп. Афана́сия Афо́нского может быть перенесена на 6 июля. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, вси ве́рнии...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Ми́лостивому Христо́ву уго́днику...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомы́сленно и непостижи́мо есть...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 8-й: «Преподо́бне о́тче...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Богородице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...». На часах – тропарь и кондак преподобного. На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: преподобного, глас 4-й – 4, и прмц. Елисаве́ты, глас 8-й – 4. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Прииди́те, вси ве́рнии...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – прмц. Елисаве́ты, глас 5-й: «И́ночествующии и мирсти́и...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» тропарь прмц. Елисаве́ты, глас 1-й: «Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» тропарь прмц. Елисаве́ты, глас 1-й: «Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Ми́лостивому Христо́ву уго́днику...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомы́сленно и непостижи́мо есть...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 8-й: «Преподо́бне о́тче...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и преподобномучениц на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак прмц. Елисаве́ты, глас 2-й «Вели́чие по́двига...», и икос, глас тот же; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален прмц. Елисаве́ты, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Пресвята́я Богоро́дице Де́во...». По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» светилен прмц. Елисаве́ты, «И ныне» – Богородичен (на ряду): «Прему́дрость Ипоста́сную...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и прмц. Елисаве́ты, глас 8-й 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Богородице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» тропарь прмц. Елисаве́ты, глас 1-й: «Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...». На часах – тропарь преподобного. «Слава» тропарь прмц. Елисаве́ты. Кондаки прмц. Елисаве́ты и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобномучениц, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь прмц. Елисаве́ты; кондак преподобного. «Слава» – кондак прмц. Елисаве́ты, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь прмц. Елисаве́ты; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак прмц. Елисаве́ты, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен[3] – преподобного и прмц. Елисаве́ты. Апостол и Евангелие – дня, преподобного (под зачало) и прмц. Елисаве́ты. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2022 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5990094.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/610). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобноисповеднику Агапиту Оптинскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6088562.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 3 Причастны преподобного и прмц. Елисаве́ты совпадают. ![]()
|
НОВИНКИ7
![]()
Православный календарь с тропарями и кондаками — это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание адресовано священнослужителям, а также мирянам интересующимся православным богослужением.
|