
|
Богослужебные указания
![]()
8. Пятница. Отдание праздника Сретения Господня[1]. Обре́тение мощей свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси (с 9 февраля; службу зри 26 сентября). Вмч. Фео́дора Стратила́та. Прор. Заха́рии Серпови́дца. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского. Совершается славословная служба отдания праздника Сретения Господня (А)[2]. Примечание. Служба вмч. Фео́дора Стратила́та и прор. Заха́рии Серпови́дца может быть перенесена на повечерие[3]. На этот день может быть перенесена с субботы, 9 февраля, полиелейная служба в честь обре́тения мощей свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси (ср.: Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава). При совершении богослужения можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы в пято́к 7-я неде́ли по Па́сце, во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва, или́ в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы» (Б). А. На вседневной вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех носи́мый...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во объя́тиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную...». По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих»[4], и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний...». 2-й лик поет второй припев: «Богоро́дице Де́во, ми́ру блага́я помо́щнице, покры́й и соблюди́ от вся́кия ну́жды и печа́ли», и тот же ирмос. 1-й лик: «Богоно́се Симео́не...», и тропарь: «Иже дре́вним...». 2-й лик: «Объе́млет рука́ми ста́рец Симео́н...», и тот же тропарь. 1-й лик: «Не ста́рец Мене́ держи́т...», и тот же тропарь. 2-й лик: «Клеще́ та́инственная...», и тот же тропарь. 1-й лик: «О дщи Фану́илева!..», и тропарь: «Возда́л еси мне...». 2-й лик: «Анна целому́дренная...», и тот же тропарь. 1-й лик: «Непостижи́мо есть...», и тот же тропарь. 2-й лик: «Чистая Голуби́ца...», и тот же тропарь. 1-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Побе́ды на враги́...», и тропарь: «Священноле́пно испове́дашеся...». 2-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Пода́ждь ми...», и тот же тропарь. 1-й лик: «Трисия́тельное и Триипоста́сное...», и тот же тропарь. 2-й лик: «О Деви́це Марие!..», и тот же тропарь. Затем оба лика вместе поют 1-й припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих», и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний...». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во объя́тиих...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 6 (со ирмосом). На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во объя́тиих...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды), и святителя, глас 6-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Путь де́вства, нищеты́...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3[5]. На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (с припевами своими). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Земля́ Лито́вская просла́вися...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех носи́мый...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во объя́тиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 2-й: «Жезл первосвяти́тельский...», седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Благодаре́ние Бо́гу...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии...», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младе́нствуеши мене́ ра́ди...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Вознесо́х избра́ннаго от люде́й Мои́х»; стих: «Еле́ем Мои́м пома́зах его́». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Це́рковь Бо́жию...». Каноны[6]: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную...». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих»[7]. К тропарям канона свт. Тихона – припев: «Святи́телю о́тче Ти́хоне, моли́ Бо́га о нас»[8]. (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Кровьми́ святы́х му́ченик...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во объя́тиих...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во объя́тиих...». 1 В этот день совершается отдание праздника Сретения Господня. «А́ще ли случи́тся пра́здник Сре́тения Госпо́дня в неде́лю блу́днаго, или́ в понеде́льник, или́ во вто́рник мясопу́стныя неде́ли, отдае́тся пра́здник в пято́к тоя́же неде́ли» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»). Ср.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 5-е «зри». 2 См. предыдущую сноску. 3 Ср.: Типикон, 9 февраля, 1-я Маркова глава, «зри»: «Свята́го же прилучи́вшагося слу́жбу пое́м на повече́рии, или́ ка́ко настоя́тель изво́лит». (Ср.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; 3-я Маркова глава.) О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон. 5 Паримии праздника Сретения Господня не читаются. 6 Ср.: Минея, 21 сентября, служба свт. Димитрия Ростовского. 7 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон. 8 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава. ![]()
|
НОВИНКИ1
![]()
Издание, являющееся тематическим приложением к Богослужебным указаниям на 2025 год, выпускаемым Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
|