Богослужебные указания

26 января по старому стилю  /  8 февраля по новому стилю
суббота

26. Суббота. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (с 27 января).

Прпп. Ксенофо́нта, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоа́нна.

Прп. Ксенофо́нта Робе́йского. Мч. Иоа́нна Попова[1].

На этот день переносится с воскресенья, 27 января, полиелейная служба свт. Иоанна Златоуста[2].

Примечание. Рядовая служба Минеи (прпп. Ксенофо́нта, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна) может быть перенесена на повечерие[3].

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Не подоба́ше тебе́, Златоу́сте...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Преподо́бне треблаже́нне...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния...».

На повечерии может петься служба прпп. Ксенофо́нта, супруги его Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна (с этого дня)[4].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния...».

Кафизмы 16-я и 17-я[5]. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси живу́щии по вселе́нней». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Труба́ златогла́сная...».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха)[6].

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную...».

По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «О́тче Златоу́сте...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От вся́ких [всех] бед рабы́ Твоя́...» (см. прил. 2-е, «Во вторник у́тра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния...».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня[7].

Апостол и Евангелие – святителя и дня.


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака мученику Иоанну Попову. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5605380.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/493).

2 Ср.: Богослужебные указания на 2014 год для священно-церковнослужителей. М., 2013. С. 88, 91; Богослужебные указания на 2020 год для священно-церковнослужителей. М., 2019. С. 96, 99; а также Православные церковные календари на 2014 и 2020 годы.

3 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

4 См. предыдущую сноску.

5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д...»).

7 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

НОВИНКИ8
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь на 2026 год «Глаголу Божию внимая». Издание содержит чтения из Священного Писания на каждый день
ФЕВРАЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
13 декабря    26 декабря
по старому стилю   по новому стилю