Пояснения к Православному церковному календарю


Церковный календарь представляет собой соединение месяцеслова и пасхалии. Месяцеслов указывает на каждый день всех месяцев года праздники и памяти святых непереходящие, то есть имеющие постоянную календарную дату. Пасхалия определяет дату Праздника Пасхи и зависящих от нее праздников переходящих – не имеющих постоянной даты в календаре. Древнее правило так называемой александрийской православной пасхалии назначает праздновать Пасху в первое воскресенье по первом весеннем полнолунии, после дня весеннего равноденствия – 21 марта ст. ст. Таким образом, Пасха по лунному календарю бывает в одно определенное время, а по календарю солнечному получает разные даты в течение 35 дней – с 22 марта по 25 апреля ст. ст.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, в просторечии – старым стилем. Для удобства же пользования церковным календарем даты старого стиля пересчитываются на принятый с 1918 года в гражданской жизни и в быту григорианский календарь – новый стиль. Разница между старым и новым стилем в XXI столетии – 13 дней.

Сведения в месяцеслове календаря располагаются в определенном порядке. После указания праздника или Недели и седмицы по Пятидесятнице, гласа Октоиха в первом абзаце, рядом с числом месяца, даются имена вселенских и русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Церкви Русской, имеющих Службу в Минеях и Триодях, а также некоторых новопрославленных русских святых, независимо от того, есть или пока еще нет им Службы.

Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день, кроме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В третьем абзаце приводятся имена новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым пока еще нет отдельных служб. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в календаре приводятся имена новомучеников и исповедников Церкви Русской. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла фамилии новомучеников и исповедников указаны курсивом.

В четвертом абзаце указываются праздники в честь местночтимых икон Божией Матери.

Далее могут быть указания на то, какая совершается литургия, положен ли особо строгий пост или поста нет в тот или иной день, а также другие уставные указания общего характера.

В месяцеслове помещаются курсивом указания на каждый день чтений из Священного Писания: из Ветхого Завета – паримий и из Нового – из Апостольских посланий и Евангелия. Чтения даются для литургии, при этом в обязательном порядке указываются чтения рядовые и чтения избранных святых. При бденном святом в седмичный день рядовые чтения вычитываются обычно накануне. В остальных случаях чтения святых читаются в день их памяти после рядовых. В субботы периода Октоиха (не Триодей) чтения святых предваряют рядовые. В великие праздники указаны чтения и для утрени. Паримии в данном календаре принято указывать в дни Великого поста для 6-го часа и вечерни.

После указаний чтений даются литургические уставные заметки о совершении богослужения в дни великих праздников и при совпадении нескольких празднований в один день.

Праздники двунадесятые выделены в месяцеслове крупным полужирным шрифтом красного цвета. Тем же цветом обозначены и все воскресные дни. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение (таким же образом выделены дни памяти ап. Андрея и равноап. вел. князя Владимира). Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).

Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обре’тения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век прославления этой иконы. Даты в уставных заметках, а также указания в тот или иной день на числа других дней даны по старому стилю.

В соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ежегодный официальный календарь Русской Православной Церкви на 2015 год включены по дням церковного года тропари и кондаки тех праздников или святых, совершение служб которым предусматривается Богослужебными указаниями, издаваемыми Издательством Московской Патриархии, а также слова и проповеди Святейшего Патриарха Кирилла.

Именования и титулования ряда святых приводятся в формулировках, соответствующих резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № ПК–01/1832 от «02» ноября 2015 года.

Список имен святых, содержащийся в календаре, дает возможность определить день своего Ангела тем, кто его не знает. Днем Ангела будет тот день памяти святого, чье имя вы носите, который ближе к дню вашего рождения, или иной день его памяти, или день памяти другого святого, с тем же именем. При этом желательно посоветоваться со священником.

В Церкви Божией все бывает «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается исполнением Церковного Устава, одним из выражений которого является церковный календарь, благовременно возвещающий о днях праздников и постов, порядке чтений Священного Писания и образе совершения богослужения, да будет всегда посреде единодушных совершителей его Христос, Живый и Действуяй.

СЕНТЯБРЬ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС