Богослужебные указания

11 февраля по старому стилю  /  24 февраля по новому стилю
понедельник

11. Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского. Прп. Дими́трия Прилу́цкого, Волого́дского. Седмица сырная (масленица) – сплошная[1].

Блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Псковского. Мч. Георгия Софийского.

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.

Служба сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А). Приводим также порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой в честь прп. Дими́трия Прилу́цкого, Волого́дского (Б)[2].

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава» – священномученика, глас 4-й: «Яко добр детонаста́вник и учи́тель благоче́стия...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Све́та о́блаче...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Прозя́б в поще́нии...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м...».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 2-й.

По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы единожды)[3] и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона священномученика, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди).

По 3-й песни – ин кондак священномученика, глас 2-й; седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси...».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний...».

На часах – тропарь священномученика. Кондаки священномученика читаются попеременно.

На Литургии антифоны вседневные.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика, ин кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика, ин кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).


Б. На вседневной[4] вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й и глас 8-й – 6[5]. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Укра́шен доброде́тельми...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный...».

Вход с кадилом[6]. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподо́бне о́тче...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...»[7].

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Гаврии́лу веща́вшу...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[8], и отпуст.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизмы 4-я и 5-я.

По 1-м стихословии малой ектении нет[9]. Седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ру́це Твои...́».

По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 3-й: «Яко Безпло́тен, на земли́...». «Слава» – седален преподобного по 2-м стихословии, глас 4-й: «Яко со́лнце, возсия́в...», «И ныне» – Богородичен седальна по 2-м стихословии, глас тот же: «В кров Твой...»[10].

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного (Мф., 43 зач.). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Возлю́блен бысть Бо́гом...».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: преподобного (два канона) на 6 (со ирмосом 1-го канона преподобного)[11] и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)[12] и преподобного (два канона) на 8.

Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из воскресной службы Октоиха 2-го гласа (см. третий канон на утрене).

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя...».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы[13].

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание...» не поются[14]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес...» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу...».

На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, празднолю́бцы...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во...».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие[15]. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Возлю́блен бысть Бо́гом...» (см. по 50-м псалме)[16], «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Гаврии́лу веща́вшу...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[17]. 1-й час и отпуст.

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4[18].

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного[19].

Апостол и Евангелие – дня и преподобного (Гал., 213 зач; Лк., 24 зач.).

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).


1 В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц. Об особенностях трапезы в понедельник, среду и пятницу см. ниже.

2 При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями 3-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432.

4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.

5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».

6 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.

8 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.

10 Там же.

11 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос 1-го канона преподобного должен петься дважды.

12 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.

13 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

14 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 140–141; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 315–316.

15 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.

16 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля.

17 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час.

18 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».

19 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468.

НОВИНКИ2
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
ФЕВРАЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
20 марта    2 апреля
по старому стилю   по новому стилю