
|
Богослужебные указания
![]()
12. Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Меле́тия, архиеп. Антиохи́йского. Свт. Меле́тия, архиеп. Ха́рьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой[1] в честь И́верской иконы Божией Матери (А), порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой в честь свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б), а также схему соединения[2] службы Триоди со службой в честь И́верской иконы Божией Матери и службой свт. Алексия (В). При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями 3-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»)[3]. А. На вседневной[4] вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы – 6[5]. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й. Вход с кадилом[6]. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Прииди́те, вси мона́си и мирсти́и...». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[7], и отпуст. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 7-я и 8-я. По 1-м стихословии малой ектении нет[8]. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седальны Богородицы (по 1-м и по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы: «Чу́до пресла́вное...» (см. по 2-м стихословии). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда́ явле́ние...». Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды)[9]. 2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту́ча на тро́скот...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли́те, лю́дие...». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас». 8-я и 9-я песни: Богородицы на 6 (со ирмосом)[10] и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя...»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди. По 3-й песни – седален Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы[11]. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание...» не поются[12]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес...» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу...». На хвалитех стихиры Богородицы – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие[13]. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Егда́ явле́ние...» (см. по 50-м псалме)[14]. «Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[15]. 1-й час и отпуст. На часах – тропарь и кондак Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...»[16]. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы[17]. Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. Б. На вседневной[18] вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й и глас 2-й – 6[19]. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...». Вход с кадилом[20]. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель...»[21]. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[22], и отпуст. На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 7-я и 8-я. По 1-м стихословии малой ектении нет[23]. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален святителя по 1-м стихословии, глас 8-й: «Наста́ светоно́сный день...». «Слава» – седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «Прииди́те, торжеству́ем све́тло...», «И ныне» – Богородичен седальна по 2-м стихословии, глас тот же: «Стена́ необори́мая...»[24]. Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Алекси́я...». Стихира святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть...». Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)[25] и святителя (два канона) на 8. 2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту́ча на тро́скот...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли́те, лю́дие...». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас». 8-я и 9-я песни: святителя (два канона) на 6 (со ирмосом 1-го канона святителя)[26] и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя...»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди. По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы[27]. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание...» не поются[28]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес...» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу...». На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие[29]. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть...» (см. по 50-м псалме)[30], «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Вели́ких дарова́ний...». «Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[31]. 1-й час и отпуст. На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны святителя, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4[32]. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя[33]. Апостол и Евангелие – дня и святителя. В. На вседневной[34] вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6[35]: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы. Вход с кадилом[36]. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 2 и святителя – 1. (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы. По Трисвятом – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[37], и отпуст. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (дважды). «Слава» – тропарь святителя, «И ныне» – тропарь Богородицы. Кафизмы 7-я и 8-я. По 1-м стихословии малой ектении нет[38]. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седальны святителя (оба, помещенные в службе по 1-м и 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы. Полиелей. Величания два – Богородицы и святителя. По полиелее седален Богородицы. «Слава» – седален святителя, «И ныне» – седален Богородицы. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира по 50-м псалме – Богородицы. Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)[39] и святителя на 6. 2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту́ча на тро́скот...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли́те, лю́дие...». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас». 8-я и 9-я песни: Богородицы и святителя на 6 (со ирмосом канона Богородицы)[40] и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя...»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди. По 3-й песни – кондак, икос и седален святителя. «Слава, и ныне» – седален Богородицы. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы[41]. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание...» не поются[42]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес...» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу...». На хвалитех стихиры на 6: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие[43]. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть...» (см. по 50-м псалме)[44], «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Егда́ явле́ние...» (см. по 50-м псалме)[45]. «Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»[46]. 1-й час и отпуст. На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и Богородицы читаются попеременно. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...»[47]. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы), тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы и святителя. Апостол и Евангелие – дня, Богородицы (под зачало) и святителя. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «И́на служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе́ Афо́нстей И́верском монастыре преславно обретается». 2 Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение, однако богослужебная практика допускает совершение такого типа богослужения (ср.: 25 января, вариант Б). 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443. 4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 6 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 7 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 9 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 10 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы должен петься дважды. 11 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467). 12 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 140–141; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 315–316. 13 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 14 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля. 15 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час. 16 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти...” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71). 17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468. 18 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 19 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 20 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 22 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 23 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 24 Там же. 25 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 26 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос 1-го канона святителя должен петься дважды. 27 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467). 28 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 140–141; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 315–316. 29 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 30 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля. 31 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час. 32 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 33 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468. 34 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 35 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 36 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 37 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 38 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 39 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 40 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы должен петься дважды. 41 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467). 42 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 140–141; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 315–316. 43 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 44 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля. 45 Там же. 46 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час. 47 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти...” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71). ![]()
|
НОВИНКИ14
![]()
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Патриарший календарь на 2025 год – официальное календарно-богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви.
|