|
Богослужебные указания
15. Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстную седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46). Служба совершается только праздника (по Триоди). Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор...», «Воскресение Христово видевше...») не поются. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» – та же стихира. Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Прежде шести дней бытия Пасхи...». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» – та же стихира. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престоле Херувимсте...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу»; стих: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач. (первое)). («Воскресение Христово видевше...» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иерей взем кадило, кадит крестообразно» приготовленные заранее ваия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех...». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой[1] с произнесением слов: «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды), а потом, на елеопомазании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христос...», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже...», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Примечание. Согласно уставной традиции, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда же целуют братия Святое Евангелие, приходяще покланяются игумену, и от руку его вземлют ваия со свещами» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы канона праздника (по каждой песни). По 3-й песни – ипакои праздника, глас 6-й: «С ветвьми воспевше прежде...» (единожды). По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «На престоле на Небеси...». Икос, глас тот же: «Понеже ада связал еси, Безсмертне...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и явися нам...» (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прежде шести дней Пасхи...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (единожды). Отпуст праздничный: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь праздника: «Общее воскресение...». «Слава» – ин тропарь праздника: «Спогребшеся Тебе крещением...». Кондак праздника: «На престоле на Небеси...». Примечание. «На 1-м часе тропарь: Общее воскресение, Слава: Спогребшеся Тебе... И ныне, Богородичен часов... По Трисвятом кондак праздника: На престоле на Небеси... и прочая, и совершенный отпуст. Такожде и на прочих часех. И лития бывает вне монастыря» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). Литургия свт. Иоанна Златоуста. На проскомидии заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы. Антифоны праздника. Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...». «Слава» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...», «И ныне» – кондак праздника, глас 6-й: «На престоле на Небеси...». Поется Трисвятое. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен – праздника. После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...». Отпуст в конце Литургии – как на утрене. Примечание. На трапезе разрешается рыба: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). 1 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)
|
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет подарочный настенный календарь на 12 месяцев формата А2 «К 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси», посвященный жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Патриарха Тихона
|