Месяцеслов

08 апреля по старому стилю  /  21 апреля по новому стилю
четверг

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери. Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933).

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1–39. Лит. – 1_Кор., 149 зач., XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1–11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12–17.

На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы). «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем. По 50-м псалме – канон. По «Благо есть» (читается один раз) – тропарь «Егда славнии ученицы́...» и сугубая ектения. Часы обычные (на 1-м часе паримия). На изобразительных Блаженны читаются.

Литургия начинается вечерней. Вход с Евангелием. Вместо Херувимской песни, причастна, «Да исполнятся уста наша...», а также во время причащения (вместо «Тело Христово приимите...») – «Вечери Твоея тайныя...». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона: «Странствия Владычня...». Отпуст утрени и литургии: «Иже за превосходящую благость...». Отпуст повечерия и изобразительных: «Христос, Истинный Бог наш...».

Обычно в Великий Четверг заготовляются запасные Святые Дары на весь год для причащения больных. Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.

Тропарь, глас 8:

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый,/ сребролю́бием неду́говав, омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́ несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия.// И́же о всех Благи́й,́ Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 2:

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да, раб и льстец.

Ексапостиларий:

Черто́г Тво́й… (см. в Великий Понедельник)

Вместо Херувимской песни поем тропарь, глас 6:

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь,/ Сы́не Бо́жий,/ прича́стника мя приими́:/ не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м,/ ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да,/ но яко разбо́йник испове́даю Тя:// помяни́ мя, Го́споди, во Царствии Твоем.

Вместо «Достойно...» поем ирмос, глас 6:

Стра́нствия Влады́чня и безсме́ртныя трапе́зы на го́рнем ме́сте высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те наслади́мся, возше́дша сло́ва от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.



Сегодня великий праздник, равный праздникам двунадесятым. Этот праздник установлен Самим Господом и Спасителем как воспоминание Его последней вечери, последнего общения с учениками, и на протяжении минувших тысячелетий Церковь бережно соблюдает память об учреждении Святой Евхаристии, которая лежит в центре всей жизни Церкви.

Сам Господь, освящая хлеб и вино и преподавая их ученикам на последней вечери, сказал, заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание – когда будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить, вспоминайте обо Мне». С такими словами Спаситель обратился к Своим ученикам, и мы совершаем эту вечерю, как ее совершали святые апостолы и мужи апостольские, как ее совершали, совершают и будут совершать до скончания века ученики Христовы.

В таинстве Евхаристии нам преподается Сам Христос. Причащаясь хлеба и вина, мы подлинно причащаемся Самого Спасителя, мы становимся едиными с Ним, потому что Он входит во все наше естество.

Трудно представить, что все это означает для человека, и, наверное, мы никогда не сможем оценить своим разумом и даже сердцем прочувствовать все то, что происходит с нами в момент приобщения Тела и Крови Спасителя. Но мы должны помнить, что причащение даруется нам для того, чтобы мы получали исцеление души и тела, и что через приобщение Святых Христовых Таин мы обретаем величайшую благодать, которая открывает перед нами врата вечности, врата Божественного Царства.

НОВИНКИ1
В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Победить смерть!».
АПРЕЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
08 апреля    21 апреля
по старому стилю   по новому стилю