4 апреля по старому стилю  /  17 апреля по новому стилю
четверг

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери. Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Мале́и (IX).

Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозо́мского (XV). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1–39. Лит. – 1 Кор., 149 зач., XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1–11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12–17.

На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы). «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем. По 50-м псалме – канон. По «Благо есть» (читается один раз) – тропарь «Егда славнии ученицы́...» и сугубая ектения. Часы обычные (на 1-м часе паримия). На изобразительных Блаженны читаются.

Литургия начинается вечерней. Вход с Евангелием. Вместо Херувимской песни, причастна, «Да исполнятся уста наша...», а также во время причащения (вместо «Тело Христово приимите...») – «Вечери Твоея тайныя...». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона: «Странствия Владычня...». Отпуст утрени и литургии: «Иже за превосходящую благость...». Отпуст повечерия и изобразительных: «Христос, Истинный Бог наш...».

Обычно в Великий Четверг заготовляются запасные Святые Дары на весь год для причащения больных. Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.

Тропарь, глас 8:

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый,/ сребролю́бием неду́говав, омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́ несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия.// И́же о всех Благий,́ Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 2:

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да, раб и льстец.

Ексапостиларий:

Черто́г Тво́й ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.

Вместо Херувимской песни поем тропарь, глас 6:

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь,/ Сы́не Бо́жий,/ прича́стника мя приими́:/ не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м,/ ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да,/ но яко разбо́йник испове́даю Тя:// помяни́ мя, Го́споди, во Царствии Твоем.

Вместо «Достойно...» поем ирмос, глас 6:

Стра́нствия Влады́чня и безсме́ртныя трапе́зы на го́рнем ме́сте высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те наслади́мся, возше́дша сло́ва от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.



В Евангелии от Марка (см.: Мк. 10, 32–45) мы находим очень важное повествование: Господь, обращаясь к ученикам, сказал о том, что Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть. На это удивительное откровение Спасителя последовала столь же удивительная и нелогичная реакция двоих Его ближайших учеников, Иакова и Иоанна, братьев Зеведеевых, которые обратились к Нему с неожиданной просьбой: «Господи, посади нас по правую и левую стороны от Тебя, когда Ты явишься во славе Твоей» (см.: Мк. 10, 37). В их словах не было ни сострадания к Учителю, ни переживаний и горя, а лишь желание использовать Его силу, чтобы обрести некое благо, возвыситься над другими людьми. Господь говорит им, что не имеет власти посадить их по правую и левую стороны от Себя, и завершает беседу с учениками словами: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26; Мк. 10, 43). В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. А степень своих достижений люди чаще всего определяют по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому желание обрести более высокое положение диктуется самой природой человека. Но в жизни это стремление иногда приобретает болезненный характер. Про таких людей мы говорим: это честолюбивый, тщеславный человек, все свои силы он направляет только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую или левую стороны – конечно, не Господа, а какого-нибудь начальника, сначала мелкого, затем более влиятельного, а потом, может, и вообще занять его место. Удивительно, что Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его о высоком месте в Царстве Небесном. Он не спрашивает их: почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях? Он не говорит, что их мысли неправильны и греховны, не оспаривает их желания, но разъясняет, что означает для человека более высокое по отношению к окружающим положение. Господь ясно определяет основное предназначение высокого положения человека, единственную его ценность в очах Божиих. Этой ценностью является возможность служить другим.

НОВИНКИ13
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет подарочный настенный календарь на 12 месяцев формата А2 «К 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси», посвященный жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Патриарха Тихона
АПРЕЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
8 января    21 января
по старому стилю   по новому стилю