
|
Богослужебные указания
![]()
19. Димитриевская родительская суббота. Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских. Перенесение мощей прп. Иоа́нна Ры́льского. Блгв. царевича Дими́трия Угличского. Сщмч. Садофа, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Дими́трия Солу́нского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Дими́трия. Служба прор. Ио́иля совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Служба мч. Уа́ра переносится на повечерие. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла...», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла...», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы...»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся...». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л...», и проч.). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «В жена́х Свята́я, Богоро́дице...». Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды[1]. Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748). По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я...». На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»[2], глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я...». Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 3-й: «Сия́ете ве́рою...» (см. по 1-м стихословии), «Вооружи́вшеся всеору́жеством Христо́вым...» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седален: «Страстоте́рпцы святи́и...», стих: «Блаже́ни, яже избра́л ...», и седален: «Егда́ сло́вом Твои́м...». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Проро́цы пропове́даша...». (Ср.: Типикон, гл. 13.) Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́[3]. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой...», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х...». Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом[4]; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды[5]. Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь». После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз...» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»[6]; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя...», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее...», поются (с припевом) трижды. Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных[7]: «Святы́х лик...» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди...». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в...». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый...». Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме святого – канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха. По 3-й песни – обычная малая ектения; седален пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прор. Иоиля, глас 4-й: «Просвети́вшееся Ду́хом...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 157 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – малая заупокойная ектения[8]. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й...» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий[9] Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй...». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся...». Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 3-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 3-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Челове́цы, что всу́е мяте́мся?..», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л...», и проч.). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Свещу́ разу́мную...». По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я...». На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ...». Кондак: «Со святыми упокой...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны Октоиха – 6. По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище...». Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе...», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х...». Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270). Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии...», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л...». Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16). Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии...», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л...». Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется. 1 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена. 2 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755). 3 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную. 4 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды. 6 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны). 7 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма. 8 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой...» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь. 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764. ![]()
|
НОВИНКИ8
![]()
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
|