|
Богослужебные указания
11. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды. Прп. Феодора Студита, исповедника. Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца. Прп. Мартирия Зеленецкого. Мч. Стефана Дечанского. Служба мчч. Мины, Виктора, Викентия, мц. Стефаниды и прп. Феодора Студита не имеет праздничного знака[1], совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (Б). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Паки нам летняя память...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 5-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 5-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Едина безнадежным Надеждо...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма, стихира мучеников, глас 2-й: «Приидите, любострадальцы...» (см. дополнительную стихиру на стиховне вечерни в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 311), стихира мучеников, глас тот же: «Приидите, вернии...» (см. дополнительную стихиру на стиховне утрени в Минее синодального периода или славник на стиховне вечерни в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 294); «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. славник стиховен утрени в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 312), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...»[2]. На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...»[3]. По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й[4] (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5]. Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мучеников на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й (см. в Минее по 6-й песни канона), кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 4-й: «Иже славе...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 91) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й, светилен мучеников. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. Примечание. Типикон умалчивает о светильне вмч. Мины: «Якоже солнце...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 95 об.) этот светилен также отсутствует. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 5-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Типикон умалчивает о хвалитных стихирах вмч. Мины и прп. Феодора. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 96) эти стихиры также отсутствуют. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 8. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак мучеников. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак мучеников. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святых. Апостол и Евангелие – дня, мучеников и преподобного[7]. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и блаженного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блаженного, глас 8-й: «Человече Божий...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры блаженного, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – блаженного, глас 8-й: «Добродетелей твоих...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...»[8]. На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – блаженного, глас 6-й: «Рачитель быв, отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...»[9]. По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь блаженного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[10]. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и блаженного на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос блаженного, глас 2-й; седален блаженного, глас 8-й. «Слава» – ин седален блаженного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен блаженного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и блаженного, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь блаженного. Кондаки блаженного и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и блаженного, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь блаженного. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь блаженного; кондак воскресный. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь блаженного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и блаженного. Апостол и Евангелие – дня и блаженного. 1 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 88–96). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 286–313) значительно изменен и дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 3 Там же. С. 27, 65–67. 4 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 89–89 об.) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...». 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня...». 6 Прокимен воскресный, глас 5-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ яко Ты царствуеши во веки», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». 7 Учитывая соотношение в богослужении данного дня прокимнов, Апостолов, аллилуиариев, Евангелий и причастнов, наиболее уместным будет прочитать Апостол и Евангелие преподобного под зачало с чтениями мучеников. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 9 Там же. С. 65–67. 10 Прокимен воскресный, глас 5-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ яко Ты царствуеши во веки», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя».
|
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
|