|
Богослужебные указания
25. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Отдание праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Сщмч. Климента, папы Римского. Сщмч. Петра, архиеп. Александрийского. Свт. Климента, архиеп. Охридского, просветителя Словенского, Болгарского. Сщмч. Серафима Остроумова, архиеп. Смоленского[1]. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со славословной службой отдания праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы и службой сщмч. Климента, папы Римского (по Марковой главе Типикона под 25 ноября: «Подобает ведати, яко аще случится отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю...»). Примечание. «...Аще случится отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется возследование святаго Петра, и поется, егда хощет екклисиарх» (Типикон, 25 ноября, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, праздника, глас 1-й – 3 (см. в Минее 25 ноября), и сщмч. Климента, глас 2-й – 3. «Слава» – праздника, глас 8-й: «По рождестве Твоем...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. Паримий нет. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й (см. на литии в сам день праздника)[2]. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Возсия день радостен...» (см. там же). На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь, собори верных...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь сщмч. Климента, глас 4-й: «Иже от Бога чудодействы...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[3]. Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[4]. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и сщмч. Климента на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак сщмч. Климента, глас 2-й: «Божественнаго винограда...»; седален сщмч. Климента, глас 4-й: «Возсияв, якоже солнца заря...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Непорочная Агница...» (см. в Минее 25 ноября). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника не поется). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен сщмч. Климента: «Ныне благонарочит...»[5], «И ныне» – светилен праздника: «Юже древле...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и праздника, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 25 ноября на хвалитех утрени; со славником, глас 2-й: «Днесь в храм приводится...», и припевами своими; припевы праздника см. в Минее в сам день праздника на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам праздника см. в Минее в сам день праздника на стиховне великой вечерни. Стих 1-й: «Приведутся Царю девы в след Ея, / искренния Ея приведутся Тебе»; стих 2-й: «Приведутся в веселии и радовании, / введутся в храм Царев». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 9-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь сщмч. Климента; кондак воскресный. «Слава» – кондак сщмч. Климента, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Апостол и Евангелие – дня и праздника. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священномученику Серафиму Остроумову, архиепископу Смоленскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731665.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/519). 2 Ср.: Устав. М., 1610. Л. 17 (4-я Маркова глава); Устав. М., 1641. Л. 291 об. (25 ноября, Маркова глава). 3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 4 Прокимен воскресный, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ не забуди убогих Твоих до конца», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». 5 В Минее отсутствует особый светилен сщмч. Климента. Светилен «Ныне благонарочит...» является общим светильном сщмчч. Климента и Петра.
|
Линейку Патриарших православных ежедневников большого, среднего и малого формата в этом году дополняет новое издание — настольный планинг.
|