Богослужебные указания

3 декабря по старому стилю  /  16 декабря по новому стилю
вторник

3. Вторник. Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского. Аллилуия.

Мч. Ангели́.

Прп. Феоду́ла Царегра́дского.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Софонии) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Саввы Сторожевского в соединении со службой Октоиха (В) и образец соединения славословной службы прп. Саввы Сторожевского со службой прор. Софонии (без праздничного знака) и службой Октоиха (Г).

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко во глубину́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Все упова́ние мое́...».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы...».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и пророка на 4.

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален пророка, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак пророка, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице...».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: ра́дуйся, незаходи́маго Све́та о́блаче...».

На часах – тропарь и кондак пророка.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь пророка; кондак дня, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня, кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.


Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Софонии) см. 3 июня; особенности ее см. 5 июня.

На вечерне кафизма 18-я.

На утрене кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече...», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече...», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече...», кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.


В. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Е́же по о́бразу...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется[1]. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет[2], седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается...».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен[3] – дня и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.


Г. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 6-й – 3, и пророка глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется[4]. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет[5], седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и пророка на 4.

Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается...».

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален пророка, глас 6-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «От се́рдца стена́ние...».

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен[6] – дня и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.


1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

3 Причастны дня и преподобного совпадают.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

5 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

6 Причастны дня и преподобного совпадают.

НОВИНКИ4
Календарь является аналогом официального календаря Русской Православной Церкви. Издание включает полный месяцеслов, указатель чтений Священного Писания, указатель имён святых и указатель икон Божией Матери. Удобный формат. Календарь имеет небольшую толщину за счет использования специальной тонкой белой бумаги. Подходит как для священнослужителей, так и для мирян.
ДЕКАБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
31 января    13 февраля
по старому стилю   по новому стилю