|
Богослужебные указания
31. Вторник. Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Кира и Иоанна. Свт. Никиты, еп. Новгородского. Служба свв. бессребреников Кира и Иоанна шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы свт. Никиты, еп. Новгородского, в соединении со службой Октоиха (Б). А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 1-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Двоица мучеников...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – бессребреников, глас 2-й: «Приидите, верных сословие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 5-й[1]. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Скорый Твой покров...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь бессребреников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Скорый Твой покров...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и бессребреников на 6. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален бессребреников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Достохвальными песньми...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «От всех бед...». По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мати Божия...». На часах – тропарь и кондак бессребреников. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и бессребреников, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь бессребреников; кондак дня, кондак бессребреников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак дня, кондак храма, кондак бессребреников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и бессребреников. Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и бессребреников. Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Священная и славная Церковь...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Небесный...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется[2]. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны святителя (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет[3], седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Сушу глубородительную...». По 3-й песни – седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Благаго Бога...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен[4] – дня и святителя. Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и святителя. 1 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 327 об.) указывают тропарь бессребреников, глас 5-й: «Чудеса святых Твоих мученик...». 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138. 3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я). 4 Причастны дня и святителя совпадают.
|
Календарь является аналогом официального календаря Русской Православной Церкви. Издание включает полный месяцеслов, указатель чтений Священного Писания, указатель имён святых и указатель икон Божией Матери. Удобный формат. Календарь имеет небольшую толщину за счет использования специальной тонкой белой бумаги. Подходит как для священнослужителей, так и для мирян.
|