
|
Богослужебные указания
![]()
13. Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого, Сербского. Свт. Серафи́ма (Соболева), архиеп. Богуча́рского[1]. Прмц. Ве́ры Морозовой[2]. Служба прп. Мартиниа́на не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Ра́дуйся, честна́я и многочу́дная палести́нская похвало́...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Грозд всезре́лый, Чи́стая...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Испещре́н оде́ждею чистоты́...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Лю́ди беззако́ннейшия...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон)[3]. «Слава» – «Крести́телю Христо́в...» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны...» (поклон), «Под Твое благоутро́бие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честне́йшую Херуви́м...», «Именем Господним благослови́, отче». Иерей: «Сый благослове́н...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое[4]. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами бу́ди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси́, Господи, лю́ди Твоя...». «Боже оте́ц наших...», «Иже во всем ми́ре...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси́, Господи...», тропарь храма. «Боже оте́ц наших...», «Иже во всем ми́ре...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная...», «И даждь нам, Влады́ко...», «Пресла́вная Присноде́во...», «Упова́ние мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе́ Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Полунощница вседневная с «покло́ны ея́» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся...», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину[5]. Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 2-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 2-й. По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 2-й. Псалом 50-й. Библейские песни «Господеви поем...». Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон[6] со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (преподобного) на 6 (без ирмосов, песнь 1-я и 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я). Песнь 3-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов)[7]. На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Непло́дствовавший мой ум...». По 3-й песни – малая ектения; седален преподобного, глас 4-й: «Преподо́бный Твой, Го́споди...». «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Де́во Пренепоро́чная, Ма́ти Христа́ Бо́га...». Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (преподобного) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (преподобного) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я). Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (преподобного) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Я́коже проро́ка Ио́ну...». По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос преподобного, глас 2-й. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (преподобного) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хва́лим, благослови́м...». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине́ Моисе́ю Де́вы чу́до...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преесте́ственно пло́тию заче́ншую...». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесе́на яко ви́де...». «Благо есть...» (единожды)[8]. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стоя́ще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благослове́н Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час. Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет. 1-й час. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Зау́тра услыши...» со своими стихами (стих 1-й: «Глаго́лы моя внуши́ Господи...», и стих 2-й: «Яко к Тебе помолю́ся...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя нарече́м...». Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются[9]. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Скоро предвари́...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Хор (по обычаю): «Взбранной Воево́де...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших. 3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чи́сто сози́жди во мне, Боже...», и стих 2-й: «Не отве́ржи мене от лица Твоего...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная...». «Господь Бог благословен...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благослове́н еси, Христе Боже наш...», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утеше́ние...», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предста́тельство...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час. 6-й час. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шесты́й день же и час...» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши́, Боже, молитву мою...», и стих 2-й: «Аз к Богу воззва́х...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния...». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю́ Святы́й...», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси́, Господи, лю́ди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову́...»[10]. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст...»; стих: «Принеси́те Го́сподеви, сы́нове Божии...». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соде́лал еси...», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Препросла́влена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час. 9-й час. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час...» со своими стихами (стих 1-й: «Да прибли́жится молитва моя...», и стих 2-й: «Да вни́дет прошение мое...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ра́ди...». «Не преда́ждь нас до конца...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Ви́дя разбойник...», «Слава» – ин тропарь: «Посреде́ двою́ разбойнику...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.) Изобразительны читаются: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода...», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода...», «И ныне» – «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступи́те к Нему...», «Лик Небесный...». «Слава» – «Лик святых Ангел...», «И ныне» – «Верую...», «Осла́би, оста́ви...», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки. Кондаки: В храме Господском – кондак дневной, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дневной, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь»[11]. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и прп. Авксе́нтия, глас 4-й – 3 (см. 14 февраля). «Слава» – прп. Авксе́нтия, глас 8-й: «Чи́стая Ду́ха Свята́го му́дрость...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Де́во Свята́я...». Входа нет. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»[12]. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Ио́илева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да упова́ет Израиль на Го́спода...»; стих: «Го́споди, не вознесе́ся сердце мое...». «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Испо́лним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Первосвята́я, Чи́стая...». По Трисвятом – тропарь прп. Авксе́нтия, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заче́ншая неопа́льно...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»][13], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326). Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». «Бу́ди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода...» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших. Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко в Палести́не, е́же есть во Иерусали́мской стране́, не прия́хом от святы́х оте́ц сотворя́ти соверше́нныя Литурги́и в сре́ду и пято́к сы́рныя седми́цы, ниже́ Преждеосвяще́нныя: в та бо два дни пое́м Аллилу́иа с покло́ны, ве́чер и у́тро, я́коже вы́ше рече́ся. По вече́рни же в сих дву днех, яди́м сыр и я́ица, еди́ною днем разреша́юще пра́вила тетради́тов и якови́тов» (Типикон, гл. 49, «В ту́южде сре́ду сы́рную...», 2-е «зри»). На малом повечерии поется служба мчч. Памфи́ла и и́же с ним (с 16 февраля). Примечание. «Повече́рие глаго́лем ма́лое, и пое́м кано́н Мине́и на ряду ́в суббо́ту хотя́щаго прилучи́тися свята́го» (ср.: Типикон, гл. 49, «В ту́южде среду сырную», «В среду ве́чера»). О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. Порядок тропарей и кондаков следующий: В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Апостолов[14] – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...», тропарь храма[15]. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». Литургия в этот день не совершается. 1 Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев, 1881–1950) причислен к лику святых для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены к богослужебному использованию тексты тропарей и кондака свт. Серафи́му, архиеп. Богуча́рскому. Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей и кондака преподобномученице Вере (Морозовой). Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5911471.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/565). 3 По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершает на амвоне перед царскими вратами. 4 В Типиконе это Трисвятое называется «конечным». 5 Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах. 6 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 435), из Октоиха поются оба канона (1-й – Креста, 2-й – Богородицы): в 1-й, 6-й и 7-й песнях – со ирмосом на 4 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 2); в 4-й и 5-й песнях – со ирмосом на 6 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 3). 7 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит. 8 Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см.: Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 435). 9 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. 10 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец проки́мен не глаго́лет, то́чию ска́жет: Глас 6-й: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́... Чтец то́кмо ска́жет гла́с, проки́мена же не глаго́лет...» (см. Типикон, «В ту́южде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 848; Богослужебные указания на 1956 год для священно-церковнослужителей. М., 1955. С. 49; Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 54; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 40–41. 11 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 12 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 13 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 14 Тропарь храма Апостолов опускается, так как заменяется дневным тропарем. 15 Если храм свт. Николая, то его тропарь произносится один раз, как дневной. ![]()
|
НОВИНКИ14
![]()
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Патриарший календарь на 2025 год – официальное календарно-богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви.
|