
|
Богослужебные указания
![]()
31. Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского. Свт. Инноке́нтия, митр. Московского. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (службу зри 15 июня). Прп. Ипа́тия целебника, Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстну́ю седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46). Служба совершается только праздника (по Триоди). Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор...», «Воскресение Христово видевше...») не поются. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха...», «И ныне» – та же стихира. Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи...». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха...», «И ныне» – та же стихира. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние...» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди. Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, оса́нна в вы́шних, и мы Тебе́ вопие́м: благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престо́ле Херуви́мсте...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси хвалу́»; стих: «Го́споди Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач. (первое)). («Воскресение Христово видевше...» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иере́й взем кади́ло, кади́т крестообра́зно» приготовленные заранее ва́ия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ва́ий: «Го́споди Бо́же наш, седя́й на Херуви́мех...». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой[1] с произнесением слов: «Освяща́ются ва́ия сия́, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь» (трижды), а потом, на елеопома́зании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христо́с...», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже...», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Примечание. Согласно уставной традиции, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда́ же целу́ют бра́тия Свято́е Ева́нгелие, приходя́ще покланя́ются игу́мену, и от руку́ его́ взе́млют ва́ия со свеща́ми» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»). Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы канона праздника (по каждой песни). По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 6-й: «С ве́твьми воспе́вше пре́жде...» (единожды). По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́...». Икос, глас тот же: «Поне́же ада связа́л еси, Безсме́ртне...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и яви́ся нам...» (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Пре́жде шести́ дней Па́схи...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние...» (единожды). Отпуст праздничный: «Иже на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». На часах – тропарь праздника: «О́бщее воскресе́ние...». «Слава» – ин тропарь праздника: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием...». Кондак праздника: «На престо́ле на Небеси́...». Примечание. «На 1-м часе́ тропа́рь: О́бщее воскресе́ние, Сла́ва: Спогре́бшеся Тебе́... И ны́не, Богоро́дичен часо́в... По Трисвято́м конда́к пра́здника: На престо́ле на Небеси́... и про́чая, и соверше́нный отпу́ст. Та́кожде и на про́чих часе́х. И лити́я быва́ет вне монастыря́» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»). Литургия свт. Иоанна Златоуста. На проскомидии заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы. Антифоны праздника. Входный стих: «Благослове́н Гряды́й во Имя Госпо́дне; благослови́хом вы из до́му Господня; Бог Господь, и яви́ся нам». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние...». «Слава» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием...», «И ныне» – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́...». Поется Трисвятое. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен – праздника. После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Ви́дехом Свет Истинный...». Отпуст в конце Литургии – как на утрене. Примечание. На трапезе разрешается рыба: «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»). 1 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.) ![]()
|
НОВИНКИ13
![]()
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет подарочный настенный календарь на 12 месяцев формата А2 «К 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси», посвященный жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Патриарха Тихона
|