
|
Богослужебные указания
![]()
1. Страстна́я седмица. Великий Понедельник. Прп. Мари́и Еги́петской. Прп. Евфи́мия, архим. Суздальского, чудотворца. Мч. Авраа́мия Бо́лгарского, Владимирского, чудотворца. Прп. Варсоно́фия О́птинского[1]. Прп. Геро́нтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носи́мый...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Стра́шно е́же впа́сти в ру́це Бо́га Жи́ва...». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон)[2]. Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю́...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную Страсть, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию). По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоко́вницы осужде́ние...». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше...» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть...»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помо́лимся...». Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395). «И о сподо́битися нам...». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся язы́ку, творя́щему плоды́ его...»). После окончания Евангелия царские врата затворяются. Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе). По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше...», и икос, глас тот же: «На рыда́ние ны́не приложи́м рыда́ние...». Поется ирмос 8-й песни: «Устраши́ся отроко́в...». На 9-й песни – каждение («Честнейшую» не поем). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...». Ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Примечание. «Свети́лен самогла́сен, глаго́лется три́жды [ко́сно и со сладкопе́нием – ср.: Триодь Постная]: Черто́г Твой ви́жду... Пое́тся же пе́рвее посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же Сла́ва, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу» (Типикон, гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Го́споди, гряды́й к страда́нию...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву...». «Благо есть...» (дважды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея...»; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей пред царскими вратами: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час. 1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услы́ши...» (со стихами). По «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше...». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня не поминаются). Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Примечание. «При часе́ 3-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, я́коже есть обы́чай, и собра́вшеся в це́рковь, пое́м 3-й час... И пое́м час 6-й... Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы... И пое́м Блаже́нны: Во Ца́рствии Твое́м: по обы́чаю... Присовокупля́ем же и вече́рню» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»). Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше...». Особенности часов в первые три дня Страстно́й седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе. Примечание. «И а́бие укра́шену анало́гию, положа́т на нем верху ́свято́е Четвероева́нгелие, и двема́ лампа́дома возжже́ннома. Всем же стоя́щим открове́нными глава́ми. Свяще́нник же кади́т храм весь, и бра́тию. А на 6-м часе́ кади́т то́кмо Ева́нгелие. На 9-м же часе́ Ева́нгелие кади́т, и храм весь, и бра́тию. И та́ко чтет Ева́нгелие» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Понедельник...»). Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами. Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м – после паримии Триоди и 2-го прокимна Триоди. Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник. Евангелие от Марка также в два приема – в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ны́не просла́вися Сын Челове́ческий...») – первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м. Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподо́битися нам слы́шанию святаго Евангелия...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподо́битися нам слышанию святаго Евангелия...» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподо́битися нам...», и далее порядок тот же. После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так: Понедельник На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12). На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20). На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). Вторник На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39). На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18). Среда На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53). На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36). На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32). Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее[3], то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке: Понедельник На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25). На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46). На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13). Вторник На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13). На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30). На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38). Среда На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42). На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18). На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32). Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше...». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть...». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.) Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину. Кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву...». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, и у́зриши блага́я Иерусали́ма», стих: «Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его́»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Госпо́дне», стих: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от ю́ности моея́». По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон[4]. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим...» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня на отпусте не поминаются). Примечание. «На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным. В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»). Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу...» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.)[5] По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосе́рдием дви́жимь, Христе́...». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши...» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами бу́ди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16–17 июля 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Варсонофию Оптинскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5664543.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/512). 2 Песнопения «Богородице Дево...», «Крестителю Христов...», «Молите о нас, святии апостоли...» и «Под Твое благоутробие...» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поско́ру глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 3 См. об этом 25 февраля, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 4 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсия́й в сердца́х на́ших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови́, влады́ко, благовести́теля... – Бог, моли́твами свята́го сла́внаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 5 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91. ![]()
|
НОВИНКИ2
![]()
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
|