|
Богослужебные указания
20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня). Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября)[1]. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1-й (2-й: «Молитвами, Господи, всех святых...», 3-й: «Еже на судищи...», 4-й: «О, добрыя вашея купли...»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды[2]. Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748). По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»[3], глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й – «Память их в род и род», 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 1-й: «Яко добрии воини...» (см. по 1-м стихословии), «Ранами святых...» (см. по 2-м стихословии), стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»], и седален: «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...», и седален: «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Едина крепкая...». (Ср.: Типикон, гл. 13.) Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии[4]. Припев к стихам 1-й статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко аще бы не закон Твой...», «Во век не забуду оправданий Твоих...». Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом[5]; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды[6]. Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя рек)...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь». После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз...» с припевом к стихам: «Спасе, спаси мя»[7]; последние стихи статии: «Жива будет душа моя...», «Заблудих, яко овча погибшее...», поются (с припевом) трижды. Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных[8]: «Святых лик...» и прочее, с припевом: «Благословен еси, Господи...». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духов...». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...». Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), великомученика на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха. По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения[9]. Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» и икос, глас тот же: «Сам Един еси Безсмертный...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий[10] Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй...». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся...»[11]. Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 1-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 1-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Делом, Спасе мой, являеши...», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Радуйся от нас...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (со своими припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь вселенная вся...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося...». По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ...». Кондак: «Со святыми упокой...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны Октоиха – 6. По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и Стену, и Пристанище...». Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе...», и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих...». Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270). Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии...», стих: «Многи скорби праведным...»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал...». Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16). Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...», и заупокойный: «Блажени, яже избрал...». Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2022 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Гавриилу Самтаврийскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5990219.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/590). 2 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена. 3 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755). 4 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116. 6 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды. 7 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны). 8 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма. 9 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой...» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764. 11 Поскольку в службе великомученика в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен великомученика; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй...», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся...».
|
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
|