|
Богослужебные указания
1. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого. Служба прор. Нау́ма не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой прав. Филаре́та Милостивого[1] (Б). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и пророка, глас 3-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Непосты́дная Предста́тельнице...». На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[2]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы (Октоиха) на 3 и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 8. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол – дня (Недели 27-й): Еф., 233 зач. Евангелие – дня (Недели 30-й): Лк., 91 зач. Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец на Литургии положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, которой в текущем году с учетом Воздвиженской преступки соответствует рядовое Евангелие Недели 28-й, следует читать Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), которое в текущем году по расписанию рядовых евангельских чтений приходится на Неделю святых праотец. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и прав. Филарета, глас 4-й – 4. «Слава» – прав. Филарета, «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры прав. Филарета (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»[3]. На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...»[4]. По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5]. Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и прав. Филарета на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос прав. Филарета; седален прав. Филарета (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен прав. Филарета[7]. «Слава» – ин[8] светилен прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и прав. Филарета – 4 (со славником[9] и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Филарета. Кондаки прав. Филарета и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и прав. Филарета, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь прав. Филарета. «Слава» – кондак прав. Филарета, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь прав. Филарета; кондак воскресный. «Слава» – кондак прав. Филарета, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь прав. Филарета; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак прав. Филарета, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и прав. Филарета. Апостол – дня (Недели 27-й): Еф., 233 зач.; и прав. Филарета: Кол., 258 зач. Евангелие – дня (Недели 30-й): Лк., 91 зач.; и прав. Филарета: Лк.. 26 зач. Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец на Литургии положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, которой в текущем году с учетом Воздвиженской преступки соответствует рядовое Евангелие Недели 28-й, следует читать Евангелие Недели 30-й (Лк., 91 зач.), которое в текущем году по расписанию рядовых евангельских чтений приходится на Неделю святых праотец. 1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33). 2 Прокимен воскресный, глас 2-й: «Воста́ни, Го́споди Бо́же мой, повеле́нием, и́мже запове́дал еси,/ и сонм люде́й обы́дет Тя», стих: «Го́споди Бо́же мой, на Тя упова́х, спаси́ мя». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 4 Там же. С. 65–67. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла...». 6 Прокимен воскресный, глас 2-й: «Воста́ни, Го́споди Бо́же мой, повеле́нием, и́мже запове́дал еси,/ и сонм люде́й обы́дет Тя», стих: «Го́споди Бо́же мой, на Тя упова́х, спаси́ мя». 7 Если в службе один светилен, то он поется на «Славу». 8 При наличии в службе двух светильнов прав. Филарета, возможно пение только одного из светильнов (по выбору) на «Славу». 9 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).
|
Православный календарь с тропарями и кондаками — это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание адресовано священнослужителям, а также мирянам интересующимся православным богослужением.
|