Богослужебные указания

25 марта по старому стилю  /  7 апреля по новому стилю
понедельник

25. Понедельник 6-й седмицы, ва́ий. Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы.

Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси (службу зри 26 сентября).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Служба совершается по 3-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «А́ще случи́тся Благове́щение в понеде́льник 4-я, или́ 5-я, или́ 6-я неде́ли святы́х посто́в».

На великой вечерне[1] «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й – 3, и праздника, глас 6-й – 7 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни[2]; первая стихира – трижды, вторая и третья дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́...».

Вход с кадилом. Прокимен дня, глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода...» (со стихом)[3]. Паримии праздника 3 (1-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го...»; 3-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом...»). Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава[4], и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л...». Молитвы литии.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами)[5]. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь ра́дость благове́щения...».

«Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш...» (на благословении хлебов) – тропарь праздника, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 1-й: «Ка́мень отвали́л еси...» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Шесту́ю седми́цу поста́...» (см. по 3-м стихословии).

По 2-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва...». Седален праздника, глас 1-й: «Вели́кий воево́да...». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколю́бец...». Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется...». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́...». Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8[6]. Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона).

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас» (во всех песнях канона, кроме 9-й песни); к тропарям трипеснцев – припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»[7]; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Го́спода»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «А́нгел возопи́:» и «Богоро́дица рече́:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8-й песни)[8], но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней.

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» ин седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»[9]. К тропарям трипеснцев[10] припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»[11]; к Богородичнам трипеснцев[12] – припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...», и ирмос канона праздника: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание...»[13] и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Е́же от ве́ка таи́нство...».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными будничными припевами; см. Часослов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́...».

«Благо есть...» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...» (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»][14], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

Примечание. «Ектения́ и 3 вели́кия покло́ны, без отпу́ста у́трени, и дае́тся святы́й еле́й бра́тии, пое́тся же и стихи́ра самогла́сна. И час 1-й...» (Типикон, 25 марта).

На 1-м часе – кафизмы нет[15]. Тропарь праздника. Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются[16]. По «Отче наш...» – кондак праздника. После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воево́де...». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «В 3-й же час дне исхо́дим со кресты́ с лити́ею вне монастыря́, и возвра́щшеся вхо́дим в трапе́зу, и пое́м час 3-й и 6-й с кафи́змами, без покло́нов... На часе́х же в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 25 марта).

На 3-м часе[17] – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На всех часах – тропарь праздника, по «Отче наш...» – кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)[18].

На изобразительных «Во Царствии Твоем...»[19] и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие[20]: «Осла́би, оста́ви...»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...», возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство...», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды)[21] и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 11: Триоди – 5: самогласен, глас 4-й: «Душевре́днаго лихои́мства...» (дважды; см. в стихирах на стиховне)[22]; и подобны (см. на «Господи, воззвах»), глас 6-й: «Мно́гими прегреше́нии...», «Немилосе́рдому бога́тому...», глас 5-й: «Го́споди, об ону́ страну́ Иорда́на...»; стихиры праздника[23], глас 4-й 3, и Архангела, глас 1-й 3 (к 11-й стихире припев: «Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи / и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный»). «Слава, и ныне» праздника, глас 6-й: «По́слан бысть...».

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы[24].

Вход с Евангелием[25]. «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 4-й: «Испове́дайтеся Го́сподеви, яко Благ...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 7-й: «Вознеси́ся на Небеса́, Бо́же...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й...»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя...»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»)[26]. Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...»[27]. Поется Трисвятое[28], и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника.

Задостойник праздника – припев: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву», и ирмос: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...».

Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).


1 Всенощное бдение начинается великой вечерней (с возгласа «Сла́ва Святе́й...» и пения предначинательного псалма).

2 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174.

3 Великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние...», не поется (ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 26 марта).

4 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́...», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта; 3-я Маркова глава под 26 марта).

5 Стиховные стихиры Триоди (самогласен и мученичен) на великой вечерне не поются, а переносятся на стиховны малой вечерни (ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 26 марта).

6 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

7 Ср.: Типикон, 25 марта.

8 В 8-й песни канона Благовещения текст тропарей уже содержит соответствующие выражения, которые позволяют правильно воспринимать диалогическую форму праздничного канона.

9 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

10 Троичен 2-го трипеснца Триоди в 9-й песни исполняется с припевом (вместо «Славы»): «Пресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» или «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́».

11 Ср.: Типикон, 25 марта.

12 Богородичен 2-го трипеснца Триоди в 9-й песни исполняется с припевом праздника (вместо «И ныне»): «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...».

13 Пение «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами при чтении на утрене вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения.

14 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

15 Кафизмы на 1-м часе не бывает по понедельникам и пятницам всех седмиц Великого поста.

16 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

17 Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.

18 По Уставу, часы совершаются «без покло́нов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. «На коне́ц коего́ждо часа́ по три покло́ны вели́кия» предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с Понедельником и Вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних... 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую... 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко... и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м... 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́... Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

19 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

20 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).

21 Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510.

22 Мученичен Триоди, глас 4-й: «Святы́х му́ченик прие́мый терпе́ние...», опускается.

23 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189.

24 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458–459.

25 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.

26 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176–177.

27 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

28 Молитва Трисвятого («Бо́же Святы́й...») читается на полной Литургии и в том случае, когда она совершается в соединении с вечерней. Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 387–391; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 882; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 225; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 59.

НОВИНКИ11
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь на 2025 год «День смыслом наполняя». Православный календарь с душеполезными чтениями – это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание хорошо иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей.
АПРЕЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
19 марта    1 апреля
по старому стилю   по новому стилю