|
Богослужебные указания
24. Суббота 3-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского[1]. Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Сщмч. Владимира Панькина пресвитера[2]. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Подобает ведати, аще случится предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу 3-я или 4-я недели постов» (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»)[3]. Заупокойная служба в эту субботу не совершается. Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Днесь всемирныя радости начатки...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется заупокойный канон Октоиха, глас 2-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным. После канона – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...» (вместо «Господи Сил...»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Примечание. «Непорочны за упокой не поем» (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»). Каноны: 1-я, 3-я, 4-я и 5-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). 6-я, 7-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и четверопеснцы Триоди на 8. Примечание. Каждый четверопеснец Триоди содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди) и в счет не входят. Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...». Примечание. Типикон, предписывая при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста перенос библейских песней на пятницу, определяет, что каноны в день предпразднства должны петься с Песнями Священного Писания не в великопостной редакции (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Однако при решении вопроса о редакции библейских песней в предпразднство Благовещения следует учитывать то, что в седмичные дни св. Четыредесятницы Устав назначает в этот день великопостную службу с Аллилуиа и поклонами (и, следовательно, с великопостными библейскими песнями), а также то, что при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста в богослужении сохраняются песнопения Октоиха (например, мученичны на «Господи, воззвах», седальны по кафизмах, стиховны утрени). Принимая во внимание указания богослужебных книг относительно редакции Песней Священного Писания в сырную субботу и в субботу 1-й седмицы Великого поста, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы при совпадении этого дня с субботой 3-й седмицы Великого поста можно считать допустимым пение канона с библейскими песнями и в будничной редакции Господеви поем, и в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й – ирмос канона предпразднства, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца). По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...». По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни может петься «Достойно есть»[5]. Светилен предпразднства: «Гавриил, с высоты слетев...». «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше...», 2-й: «Всяк град и страна...», 3-й: «Крест Христов...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды). На часах – тропарь и кондак предпразднства. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4. По входе – тропари и кондаки[6]: В храме Господском – тропарь храма, тропарь предпразднства. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства. В храме Богородицы – тропарь предпразднства. «Слава, и ныне» – кондак предпразднства. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства. Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе...», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония...». Апостол и Евангелие – субботы 3-й седмицы. Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии...», стих: «Многи скорби праведным...». Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. Поскольку заупокойная служба в эту субботу не совершается, заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, и заупокойные Апостол и Евангелие не читаются. 1 Прп. Захария и свт. Артемий, еп. Солунский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 мая 2023 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священномученику Владимиру Панькину. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6027548.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 586–596. 4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 5 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения в составе богослужения сохраняются песнопения Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует). 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 595.
|
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь на 2025 год «День смыслом наполняя». Православный календарь с душеполезными чтениями – это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание хорошо иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей.
|