|
Богослужебные указания
25. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России[1] (службу зри 26 сентября). Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы по 2-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Подобает ведати, аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов»[2]. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак[3]. Авторитетные богослужебные руководства[4] также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». Однако в некоторых литургических справочниках[5] указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 3[6], и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни[7]; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...»[8]; 3-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 5-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»). На литии стихиры Благовещения, глас 1-й, и стихиры Триоди (Креста), глас 4-й (см. на хвалитех утрени, без припевов)[9]. «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся...». На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду...» (см. в Триоди на стиховне великой вечерни), «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «Днесь радость благовещения...» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасения нашего главизна...» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «И ныне» – тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасения нашего главизна...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[10]. Полиелей[11]. Величание Благовещения: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и избранный псалом[12]. «Ангельский собор...». Ипакои рядового гласа Октоиха. Седален Благовещения, глас 1-й: «Великий воевода...» (см. по 2-м стихословии), седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...» (см. по 3-м стихословии), седален Благовещения глас 4-й: «Гавриил с Небесе...» (см. по полиелее)[13]. «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас тот же: «Послан бысть Гавриил...» (см. по полиелее). Степенны – рядового гласа Октоиха[14]. Прокимен праздника Благовещения, глас 4-й: «Благовестите день от дне / спасение Бога нашего»; стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля». Евангелие праздника Благовещения – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...»[15]. (По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.) Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди (Креста) на 4 и Благовещения на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвятая Богородице, спаси нас»; к тропарям канона Триоди (Креста) – припев: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8-й песни)[16], но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней. Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения)[17]. По 3-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...», и икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...»; седален Триоди (Креста), глас 6-й (по выбору). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8-й (по выбору). По 6-й песни – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбранной Воеводе...», и икос, глас тот же: «Ангел предстатель...». На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христов Честный...», «И ныне» – светилен Благовещения (по выбору). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и Благовещения, глас 1-й[18] и глас 2-й – 4 (со славником: «Еже от века таинство...», и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Отверзаются царские врата. Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Благовестите день от дне / спасение Бога нашего»; 2-й – «Воспойте Господеви песнь нову, / воспойте Господеви, вся земля», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие поется «тихогласно». (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв[19]). После возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест. Затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает Крест на свою главу[20]; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат[21]. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, прости»[22]. Клир поет тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (каждый раз завершая пение земным поклоном). Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается поклонение Кресту и целование его[23]. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии...» и др. Обычные ектении (сугубая: «Помилуй нас, Боже...»; просительная: «Исполним утреннюю молитву...», молитва главопреклонения) и отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 11-я. На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак Триоди (Креста). Примечание. «Во вторый же час дне исходим вне монастыря, якоже предуказася: и возвращшеся поем часы...» (Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава). На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Благовещения. Кондак Благовещения. Литургия свт. Василия Великого[24]. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Антифоны изобразительны. Блаженны гласа – 4, Благовещения, песнь 3-я – 4, и Триоди (Креста), песнь 6-я – 4. На входе – «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста), тропарь Благовещения. «Слава» – кондак Триоди (Креста), «И ныне» – кондак Благовещения. Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему...». Прокимен и аллилуиарий[25] – Благовещения и Недели Крестопоклонной. Апостол и Евангелие – Благовещения и Недели Крестопоклонной. Задостойник Благовещения – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу», и ирмос 9-й песни канона Благовещения: «Яко одушевленному Божию кивоту...». Причастен – Благовещения: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе», и Недели Крестопоклонной: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста...». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – четвероножец со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом о десную страну царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся” (Типикон, 14 сентября). В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы». Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником». Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 26 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту. 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 605–607. 3 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70. 4 Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 539. 6 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 7 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174. 8 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вниде Моисей...» и «Господь созда мя...», а затем: «Изыде Иаков...», «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...» и «Премудрость созда Себе дом...». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потреба есть ведати, яко аще случится Благовещение в которую субботу поста» (с. 176). 9 Самогласен хвалитных стихир Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех. 10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 11 Традиция совершения в Неделю Крестопоклонную полиелея в алтаре и чтения утреннего Евангелия в алтаре может не применяться в текущем году, поскольку полиелей совершается в честь праздника Благовещения, а Евангелие на утрене – праздника (Лк., зач. 4). 12 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...». 13 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава. 14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606. 15 Покаянные песнопения Триоди («Покаяния отверзи ми двери...», и проч.) по 50-м псалме не поются. Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава, 37-я Храмовая глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606, 405. 16 В 8-й песни канона Благовещения текст тропарей уже содержит соответствующие выражения, которые позволяют правильно воспринимать диалогическую форму праздничного канона. 17 Катавасия Триоди: «Божественнейший прообрази...», не поется. 18 В Минее 4 стихиры, одна из них опускается. 19 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит. 20 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже...» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу. 21 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже...», но лучше в этом вопросе следовать Типикону. 22 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служащий священник начертывает Крестом крестное знамение в царских вратах. 23 Обычно во время целования Креста совершается помазание освященным елеем. 24 См.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606–607. 25 Триодь Постная предписывает петь аллилуиарий Недели Крестопоклонной на 1-й глас (ср. с праздником Крестовоздвижения). Согласно Типикону и Апостолу, этот аллилуиарий должен петься на 8-й глас.
|
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
|