|
Святитель Кирилл,
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385–412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. В него были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408–450) – два трактата с обличением ереси. Писал святитель Кирилл и другим Церквам – Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси. Несторий начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву Марию Богородицей. Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей. Несторий, ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание. Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий. Вскоре святители Кирилл и Мемнон были освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в Ливийской пустыне, где он скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара – в нем завелись черви. Определение Ефесского Собора подписали также епископ Иоанн Антиохийский и остальные сирийские епископы. Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков. Мягко и осторожно святитель Кирилл подходил к тем, кто по своей простоте и неведению впадал в ложное мудрование. К одному старцу, подвижнику высокой жизни, неправильно мыслившему о ветхозаветном праведнике архиерее Мелхиседеке как о Сыне Божием, святитель обратился с просьбой помолиться Господу, чтобы Он открыл, как правильно мыслить об этом праведнике. Через три дня старец пришел к святителю Кириллу и сказал, что Господь открыл ему, что Мелхиседек был архиереем и обыкновенным человеком. Святитель Кирилл сумел преодолеть предубеждение к памяти великого святителя Иоанна Златоуста († 407; память 13 ноября). Патриарх Александрийский Феофил, родной дядя святителя, был противником святителя Иоанна и председательствовал на осудившем его Соборе. Святитель Кирилл с молодых лет находился в окружении противников Иоанна Златоуста и невольно приобрел против него предубеждение. Преподобный Исидор Пелусиот († ок. 436–440; память 4 февраля) неоднократно писал святителю Кириллу и побуждал его внести имя великого отца Церкви в диптих святых, но святитель Кирилл не соглашался. Но однажды он увидел во сне дивный храм, в котором находилась Божия Матерь, окруженная сонмом Ангелов и святых, в числе которых стоял и святитель Иоанн Златоуст. Когда святитель Кирилл хотел приблизиться к Пресвятой Владычице и воздать Ей поклонение, святитель Иоанн Златоуст не допустил его. Матерь Божия просила святителя Иоанна простить святого Кирилла, согрешившего против него по неведению. Увидев, что святой Иоанн медлит, Матерь Божия сказала: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести, прославил Меня среди людей и наименовал Богородицей». Святитель Иоанн отвечал: «По Твоему, Владычице, ходатайству прощаю его», – и затем с любовью обнял и облобызал святителя Кирилла. Святитель Кирилл раскаялся в том, что держал гнев против великого угодника Божия. Созвав всех египетских епископов, он совершил торжественное празднование в честь святителя Иоанна Златоуста. Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника (361–363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием «Сокровище», написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и «Беседы», среди которых особенно трогательно и назидательно «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири». *На русском языке издано: 1. Творения. Ч. 1–15. М. – Сергиев Посад, 1880–1912. (Творения святых отцев в рус. пер., издаваемые при МДА. Т. 47, 51, 53, 54, 55, 56, 59, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70). 2. Слова и поучения // Сборник, или избранные слова о чести святых икон и о поклонении им / Пер. с греч. М., 1647. Почаев, 1787. Супрасль, 1791. Львов, 1793. Изд. 4-е, испр. М., 1850. 3. Толкование на Евангелие от Иоанна / Пер. и прим. проф. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1902. № 1, 5, 7–8, 9, 11, 12; 1903. № 1, 3, 5, 7–8, 9, 11; 1904. № 1, 3, 5, 6, 7–8, 11, 12; 1905. № 1, 2, 7–8, 9, 10; 1906. № 2, 3, 4, 7–8, 9; 1907. № 1–12; 1908. № 1–12; 1909. 1–12; 1911. № 1–12. 4. Толкования на пророка Осию / Пер. А. А. Жданова и П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1892. № 2, 4, 5, 7, 8 (В прил.). 5. Толкования на пророка Иоиля / Пер. А. А. Жданова и П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1892. № 8, 9, 10 (В прил.). 6. Толкования на пророка Амоса / Пер. П. И. Казанского и А. А. Жданова под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1892. № 10, 11, 12; 1893. № 2, 3, 4, 5, 7. 7. Толкования на пророка Авдия / Пер. П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1893. № 9. 8. Толкования на пророка Михея / Пер. П. И. Казанского под ред. М. Д. Муретова // Там же. 1893. № 11, 12; 1894. № 2, 3, 4, 6. 9. Толкования на пророка Наума / Пер. П. И. Казанского //Там же. 1894. № 6, 7, 8, 9. 10. Толкования на пророка Аввакума / Пер. П. И. Казанского // Там же. 1894. № 9, 11, 12; 1895. № 1, 3. 11. Толкования на пророка Софонию / Пер. П. И. Казанского // Там же. 1895. № 3, 6; 1896. № 3, 8. 12. Толкования на пророка Захарию / Пер. П. И. Казанского // Там же. 1897. № 1, 2, 3, 4, 5, 8; 1898. № 1–8. 13. Толкования на пророка Аггея / Пер. и прим. проф. М. Д. Муретова. Сергиев Посад, 1897. (Отд. оттиск из ж. «Богословский вестник». 1896. № 9, 11, 12). 14. Толкования на пророка Малахию / Пер. и прим. проф. М. Д. Муретова. Сергиев Посад, 1898. (Отд. оттиск из ж. «Богословский вестник». 1898. № 8–12). То же // Христианское чтение. 1842. III. С. 3 слл., 206 слл.; IV. С. 3 слл. 15. О пользе чтения Священного Писания // Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе Священного Писания / Пер. с нем. СПб.: Изд. Л. фон Эссом. 1817. 16. Беседа на святой праздник Ваий. Слово на исход души и о втором пришествии // Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877. Гл. ХVII. То же // Христианское чтение. 1842. II. С. 3 слл. 17. Слово о исходе души и Страшном суде. Изд. 2-е Русского Пантелеимонова м-ря на Афоне. СПб., 1868. То же // Христианское чтение. 1841. С. 200 слл. 18. О Святой и Животворящей Троице // Христианское чтение. 1847. III. С. 3 слл. 19. О вочеловечении Господа // Там же. 1847. III. С. 165 слл. 20. Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу // Там же. 1842. I. С. 326 слл. 21. Изъяснение Символа веры составленного отцами Никейского Собора // Там же. 1841. I. С. 166 слл. 22. Двенадцать глав // Там же. 1841. I. С. 57 слл. 23. Полемические трактаты // Деяния Вселенских Соборов. Т. 1, 2. Казань, 1855–1857.* |
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
|