К 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви

В 2017 году Русская Православная Церковь празднует 100-летний юбилей великого и радостного события – восстановления Патриаршества в Русской Церкви.
4/17 ноября 1917 года Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества. 5/18 ноября митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября / 4 декабря 1917 года состоялась его интронизация.
Послание Святейшего Патриарха Тихона о вступлении на Патриарший Престол*

Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, Преосвященным архиереям, благоговейным иереям, честным инокам и всему православному народу о Господе радоватися.

Ныне всем возвещаем, что волею Божиею вступили Мы на священный Престол Патриарший. Преподаем чадам Православной Российской Церкви в сии великие праздники Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Крещения Его в водах Иорданских патриаршее благословение.

Деянием Священного Собора Российской Православной Церкви в граде Москве, в лето от воплощения Бога Слова тысяча девятьсот семнадцатое, в согласии с божественными правилами церковными, определено было возвратить вдовствующей Церкви Российской законного Ее Главу, коего, попущением Божиим, Она лишена была более двух столетий, и вновь явить представителя Ее в Церкви Вселенской. Соборным избранием наименованы были иерархи, коих воля соборная предопределяла к сему уделу, дабы Промысл Божий из них указал избранника. Божественным жребием Нам повелено было принять на себя великое и страшное служение. Преклоняя покорную выю, да совершится воля Божия, молим и вас попечительною любовию понести с Нами сие тяжелое бремя и ею восполнить человеческую немощь Нашу. О Себе же ведаем, что сила Божия и в немощах совершается, и уповаем, что восстановлением патриаршества явлена новая милость Господня к Церкви Российской.

В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные вступили Мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину Нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего. Но среди свирепеющей бури слышится верному сердцу слово Господа: «Что тако страшливи есте? Како не имате веры?» (Мк. 4, 40), – и чаем спасения от божественного прещения ветру и морю бушующему: «молчи, престани» (Мк. 4, 39). От небрежения чад своих, от хладности сердец страждет Наша Святая Церковь, а с Нею страждет и Наша Российская держава. Но имеем с нами святых печальников и молитвенников за Русскую землю. И в народе православном не все преклонили колена пред Ваалом; они неотступно взывают ко Господу о спасении. Ныне потребно сие дерзновение веры, бестрепетное ее исповедание во всяком слове и делании. Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные во безвремении. Пусть верные чада в союзе любви соединяются с архипастырями и пастырями своими и вкупе являют служение в духе и силе. Молим Господа сил о ниспослании нам сей ревности к делу Божию, Нам же благодати, укрепляющей к неукоризненному служению Первосвятительскому, к любви отеческой к чадам церковным.

Благословение Господне да будет со всеми вами, молитвами Богородицы и святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, святителей Московских и чудотворцев, и всех святых, в Российстей земле от века богоугодивших. Аминь.

Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России.
18 декабря 1917 г. Москва.
___________________________
* Слово произнесено 18 декабря ст. ст. (31 декабря н. ст.) 1917 года. Печатается по изданию: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч. / Сост. М. Е. Губонин. М.: ПСТБИ: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 70–71.
Ответное слово Святейшего Патриарха Тихона на приветствие архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения [Стадницкого] при посещении им Соборной палаты*

Благодарю Господа Бога, сподобившего меня здесь приветствовать Освященный Собор почти тотчас же после того, что совершилось на мне вчера рукою Божиею. Мне отрадно войти в соприкосновение с людьми, близкими мне по духу и общей работе. Могу сказать, что я, как первый Патриарх, являюсь плотью от плоти и костью от костей Собора. От души благодарю Высокопреосвященного Арсения, которого устами говорили Вы. Благодарю за привет, за доброе пожелание и обещание крепкого содружества и сотрудничества.

Конечно, возлюбленные отцы и братие, все мы отлично понимаем, среди каких обстоятельств восстановлено патриаршество. В тот день, который желали видеть многие, в тот день, который должен быть радостью всей России, – в этот день вместе с радостью сочетавается и скорбь. Ибо «какая житейская сладость печали бывает непричастна»? Этот день сочетавается с грустью относительно тяжелого положения нашей Родины. Но да не смущается сердце наше. Таков закон природы внешней и природы духа. Сам Спаситель сказал: «Жена егда рождает, скорбь имать, ибо прииде час ея, егда же родит, ктому не помнит скорби за радость, яко родися отроча в мир»**.

Пастырское делание, которое ведают по опыту пастыри Церкви, и то делание, которому вы, миряне, стали причастны, по устроению Русской Церкви, ясно показывает, какой духовной тяготою, какими муками сопровождается служение всему святому. Но когда произойдет это рождение, тогда забываются те страдания и муки, которыми оно сопровождалось. Мы не только среди великих бурь и оружейного огня вырабатывали Положение о Патриархе, но в этих священных стенах мы слышали и различие во взглядах. Но когда голосование приводило к решению, то даже несогласные с нами чувствовали на сердце не тяготу, не злобу, а облегчение. Это показывает, что работа, которую здесь делали члены Собора, угодна Господу Богу, Который посылает мир и благодать. Здесь иногда ранее некоторыми высказывались опасения, что восстановление патриаршества затенит Собор, что Патриарх повредит идее соборности, – могу торжественно засвидетельствовать от своего лица, и думаю, что с этим согласятся и будущие мои преемники, что патриаршество не представляет угрозы соборности Святой Православной Церкви. Возлюбленные отцы и братие, не таковы теперь времена, не таковы обстоятельства, чтобы кто-либо, как бы он велик ни был и какою духовною силою ни обладал, мог нести тяготу единоличного управления Русской Церковью.

Вчера в Успенском соборе я высказал мысль, что до сего времени многие желали восстановления патриаршества, и были пригодные для этого лица. Находясь в Лавре, я имел духовное утешение совершить поминовение 19 ноября [ст. ст.] святителя Филарета [Дроздова] – по поводу 50-летия со дня его кончины. Вот если бы он был жив, тогда не нужно было бы долго задумываться над тем, кого выбирать в Патриархи. Это был человек, который отмечен перстом Божиим и был вполне походящим для патриаршества. Не именуясь Патриархом, он был на деле как бы Патриархом Русской Церкви. Но все же при нем патриаршества не было, оно восстановляется при нас. Господь нашел по нашей немощи и по нашей духовной бедности, когда у нас нет такого человека, какими были прежде великие святые, – нашел благовременным дать одному из нас духовный дар – Патриаршество. Сознавая вполне всю свою скудость и немощность, Патриарху нечего и думать о том, чтобы получить власть и господство над Церковию. Нет, ему это не по силам. Я говорил как-то в речи на Соборе, что мы должны искать не своей выгоды, не почета, не честолюбия, а иметь в виду пользу и благо Святой Православной Церкви. Это благо созидается общей работой всех, общим сотрудничеством. Как в живом организме каждый член должен быть на своем месте и содействовать общей работе всего организма, так и в церковном теле. И это содружество в работе мы видим на Соборе. Здесь каждый член Собора вносит в общее дело свою лепту, вкладывает кирпич в фундамент церковного здания. Я вполне надеюсь и на дальнейшую нашу плодотворную работу по устроению Церкви Божией, верю в это и уповаю, и от души молитвенно призываю благословение Господа на вас и на ваши труды.

* Слово произнесено 22 ноября ст. ст. (5 декабря н. ст.) 1917 года. Печатается по изданию: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч. / Сост. М. Е. Губонин. М.: ПСТБИ: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 65–66.
** См. Ин. 16, 21.
Тропарь святителя Тихона, глас 1:
Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго, / жре́бием Бо́жиим избра́ннаго/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м: предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́, / отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́// и мир Бо́жий лю́дем испроси́.
Кондак святителя Тихона, глас 2:
Ти́хостию нра́ва украше́н,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия, // яже́ о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.
ДЕЯНИЕ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2–3 февраля 2016 года о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881–1950)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В XX веке Русской Православной Церкви и окормляемым ею народам суждено было пройти через огненное горнило тяжких испытаний: революций, войн, всевозможных лишений и скорбей, гонений на веру, казней, тюрем и ссылок.

Немалое число наших соотечественников оказались в эмиграции или в изгнании. Среди великого испыта- ния скорбями (2 Кор. 8:2), вдали от родины, в атмосфере незнакомого языка и культуры, часто в труде и в из- нурении (2 Кор. 11:27), они не были сломлены обстоятельствами века сего, но сохранили православную веру и верность Святой Церкви. Тому немало способствовали те архипастыри и пастыри, которые, вместе со своей паствой оказавшись в эмиграции, самоотверженным подвижническим служением поддерживали верующих, разделяя с ними скорби и радости.

Особым почитанием в Болгарии пользуется архиепископ Богучарский Серафим, в 1950 году окончивший свой жизненный путь в Софии. Без остатка отдав любящее сердце вверенному его попечению словесному стаду, еще при жизни он стяжал мирный плод праведности (Евр. 12:11) и был отмечен благодатными дарова- ниями.

Крипта Никольского храма в Софии, где был погребен архипастырь, стала местом паломничества для мно- жества жителей Болгарии и приезжих из других стран, для людей разных национальностей и возрастов. Не- скончаемый поток нуждающихся в помощи и утешении уже более 65 лет притекает к гробнице Владыки Сера- фима. Множество чудотворений, совершающихся по обращаемым к нему молитвам, свидетельствует о том великом дерзновении, которое он обрел, ходатайствуя о своей пастве перед Престолом Божиим.

Личность архиепископа Серафима, верного сына Русской Православной Церкви, ставшего духовным от- цом и наставником для русских и для болгар, особым образом объединяет Русскую и Болгарскую Православ- ные Церкви.

Изучив внимательно жизненный путь и архипастырский подвиг архиепископа Серафима, совершившиеся по его молитвам чудотворения и непрекращающееся всенародное его почитание, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Не- офита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знеполь- ским Арсением, определяет:

1. Причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881–1950) для общецер- ковного почитания.

2. Честные останки святителя Серафима считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

3. Службу святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять по Общей Минее, по чину святителей.

4. Память святителя Серафима праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу.

5. Писать новопрославленному святителю иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать житие новопрославленного святителя Серафима для назидания в благочестии чад церковных.

7. От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления нового угодника Божия.

8. Сообщить имя новопрославленного святителя Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в святцы.

Предстательством и молитвами святителя Серафима, молящегося за Русскую и Болгарскую Церкви, за на- роды Руси и Болгарии, да укрепит Господь веру православную и ниспошлет нам Свое благословение.

Аминь.
КИРИЛЛ,
Божией милостию
Патриарх Московский и всея Руси

ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2–3 февраля 2016 года об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

...Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви:
преподобного Александра Пересвета;
преподобного Амфилохия Почаевского;
преподобного Андрея Осляби;
преподобного Аристоклия Московского;
преподобного Варлаама Серпуховского;
преподобной Вассы Псково-Печерской;
святителя Геннадия, архиепископа Новгородского;
преподобного Герасима Болдинского;
святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси;
преподобной Досифеи, затворницы Киевской;
страстотерпца праведного Евгения врача;
преподобного Елисея Лавришевского;
святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси;
святителя Ионы, епископа Ханькоуского;
преподобного Ионы Псково-Печерского;
преподобного Корнилия Крыпецкого;
преподобного Корнилия Переяславского;
преподобноисповедника Кукши Одесского;
преподобного Лаврентия Черниговского;
преподобного Леонида Устьнедумского;
преподобного Марка Псково-Печерского;
преподобного Мартина Туровского;
святителя Мины, епископа Полоцкого;
священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих;
праведного Павла Таганрогского;
святого благоверного князя Ростислава (в крещении Михаила) Смоленского;
преподобного Симеона Псково-Печерского;
святителя Симеона, первого епископа Тверского;
преподобного Симона Сойгинского;
святой праведной княгини Софии Слуцкой;
преподобного Феофила Христа ради юродивого, Киевского;
святителя Филарета (в схиме Феодосия), митрополита Киевского;
святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

2. Составить отдельную службу каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых, если таковая до сих пор не была составлена, а до времени составления отдельных служб отправлять службы по Общей Минее, каждому по его чину.

3. Общецерковное празднование памяти благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых со- вершать в прежде установленные дни...

КИРИЛЛ,
Божией милостию
Патриарх Московский и всея Руси

ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
АВГУСТ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС