Месяцеслов

14 сентября по старому стилю  /  27 сентября по новому стилю
воскресенье

Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Всемирное1 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Преставление свт. Иоанна Златоуста (407).

Леснинской иконы Божией Матери (1683).

Утр. – Ин., 42 зач. (от полу’), XII, 28–36. Лит. – 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35.

День постный.

Вся служба праздника. Воскресная служба Октоиха отменяется.

Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол.

На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма).

На утрене полиелей (по традиции, совершается в алтаре). Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия» (поется в алтаре; там же читается Евангелие). После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему. В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста (см. Типикон, 14 сентября; Минея Праздничная. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

В конце утрени и на литургии отпуст: «Христо’с, И’стинный Бог наш, моли’твами Пречи’стыя Своея’ Ма’тере, си’лою Честна’го и Животворя’щаго Креста’…»2.

На литургии антифоны праздника, входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему...». Вместо «Достойно» – «Величай, душе... Таин еси...» (до отдания).

Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

С этого дня до отдания Воздвижения на литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся...».

Крест относится в алтарь по отпусте литургии в день отдания праздника.

Тропарь праздника, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак праздника, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Величание:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Задостойник, глас 8:

Величай, душе моя,// Пречестный Крест Господень.

Таин еси, Богородице, рай,/ невозделанно возрастивший Христа,/ Имже Крестное живоносное на земли насадися Древо./ Тем, ныне возносиму,// покланяющеся Ему, Тя величаем.


Мерилом в оценке всего, что в мире происходит, является Крест Христов. Мы живем в быстро меняющемся мире, во времена, когда меняются представления людей о добре и зле. Казалось бы, что легче, чем отличать добро от зла, ведь все так ясно, – мы научены мамой, папой, бабушками, дедушками… Но ведь каждый знает, что критерии определения добра и зла могут меняться, в том числе с возрастом. То, что казалось привлекательным в юношеские годы, после пройденного жизненного пути теряет свой ореол. Люди прозревают и осознают: то, что они считали прекрасным, на самом деле таковым не является. И если Крест Христов перестает быть мерилом истины, если мы, многое не зная и не чувствуя, не накладываем мерило крестное на то, что вокруг нас происходит, то вне зависимости от нашей религиозности, от того, ходим мы в храм или не ходим, мы становимся легкой добычей мощного потока, в котором легко потерять и свою свободу, и способность отличать добро от зла.
1 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 10 октября 2019 года именование праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня дополнено словом «Всемирное» (со словом «Всемирное» праздник Воздвижения именуется в Типиконе и Минее).
2 Существует практика отпуст на Воздвижение начинать словами: «Воскресый из мертвых...».
ms2020/2020_sep14.inc
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2020 год» — новое издание, являющееся тематическим приложением к «Богослужебным указаниям на 2020 год».
Данное издание содержит подробный месяцеслов, указатель чтений из Священного Писания на каждый день и расширенные уставные заметки.
Будет полезным подспорьем для священнослужителей в алтаре.
СЕНТЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
24 июня    7 июля
по старому стилю   по новому стилю