О происхождении чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, которая находилась в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого, в житии
преподобного Алипия Печерского рассказывается следующее.
Некий благочестивый киевлянин, построивший в Киевском Подоле церковь, пожелал украсить ее семью большими иконами, написанными преподобным Алипием–иконописцем. Он обратился к двум монахам Киево-Печерского монастыря с просьбой поспособствовать ему в этом благом деле. Когда эти два инока согласились договориться с иконописцем, заказчик дал им серебра и подготовленные для икон доски. Однако иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Несколько раз от имени Алипия монахи требовали от заказчика денег и, наконец, сказали, что печерский иконописец отказывается писать иконы. Тогда киевлянин явился с жалобой на Алипия к игумену монастыря преподобному Никону. Призванный для ответа Алипий уверял, что ему ничего не известно о заказе, но игумен не поверил и приказал принести приготовленные для икон доски. Когда же доски были принесены, то все с удивлением увидели на них святые образы. Столь чудесное событие послужило явным доказательством невиновности преподобного Алипия-иконописца и изобличило клеветников.
На одной из икон был изображен Спаситель, на другой – Божия Матерь с Богомладенцем, а на остальных – лики святых. Господь Сам показал, что все эти иконы – чудотворные: весь киевский Подол был охвачен пожаром, уничтожившим и ту церковь, для которой предназначались святые иконы. Но они, к радости верующих, были найдены в пепле ничуть не пострадавшими от огня.
Весть об этом чудесном событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он сам прибыл на место пожара и лично убедился в целостности икон. Великий князь взял «едину икону, святую Богородицю, и посла в град Ростов». Поликарп, автор повести о преподобном Алипии, пишет: «икона эта и доныне цела, я сам видел ее. И вот, что при мне произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней». Находился святой образ Богородицы с Младенцем Иисусом в каменной церкви, построенной в честь Успения Богоматери в Ростове Великом. Здесь эта святая икона неоднократно была прославлена чудесами.
Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Несколько раз страшные пожары сильно повреждали всю церковную утварь и иконы, но чудотворная икона Богоматери никогда не страдала от огня.
Святой образ был украшен серебряным с позолотой окладом. На последнем сделана надпись, в которой икона и называется «Владимирской».
Согласно литературным источникам XIX века, эта икона дошла до начала XX века и является единственным достоверным произведением первого русского иконописца преподобного Алипия Печерского.
Празднование
Ав. 15