|
Богослужебные указания
22. Вторник 5-й седмицы по Пасхе. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского. Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября). Служба мч. Василиска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б). А. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда пришел еси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполовившуся празднику...». По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику Пасхи...». По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только Преполовения. На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 8-я – 6 (со ирмосом). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 5. «Слава» мученика, глас тот же: «Возсиял еси, славне...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда пришел еси...». Вход. Прокимен дня. Паримии мученика 3. На стиховне стихиры мученика, глас 6-й (со своими припевами)[1]. «Слава» мученика, глас тот же: «Непобедим душею...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполовившуся празднику...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален мученика, глас 1-й: «От рода сербскаго...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Премудрости воду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[2]. По 2-м стихословии – седален мученика, глас 8-й: «Крест Господа...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрости воду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание мученика и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 8-й: «Земная вся оставив...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрости воду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Стена непобедимая...»[3]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мученика, глас 4-й: «Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится»; стих: «Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго мученика...». Стихира мученика, глас 2-й: «Блаженне Иоанне...». Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мученика (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален мученика, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[4], и мученика, глас 8-й 3. «Слава» мученика, глас 3-й: «Оставив мир...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста...» (см. на хвалитех). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки Преполовения и мученика читаются попеременно. На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и мученика, песнь 3-я (или 6-я)[5] 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и мученика. Апостол и Евангелие – дня и мученика. Задостойник Пасхи. 1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 3 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. 4 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.
|
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
|