Богослужебные указания

22 мая по старому стилю  /  4 июня по новому стилю
вторник

22. Вторник 5-й седмицы по Пасхе. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского.

Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября).

Служба мч. Василиска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда пришел еси...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполовившуся празднику...».

По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику Пасхи...».

По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только Преполовения.

На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 8-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.


Б. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 5. «Слава» мученика, глас тот же: «Возсиял еси, славне...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда пришел еси...».

Вход. Прокимен дня. Паримии мученика 3.

На стиховне стихиры мученика, глас 6-й (со своими припевами)[1]. «Слава» мученика, глас тот же: «Непобедим душею...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполовившуся празднику...» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален мученика, глас 1-й: «От рода сербскаго...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Премудрости воду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[2].

По 2-м стихословии – седален мученика, глас 8-й: «Крест Господа...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрости воду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание мученика и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 8-й: «Земная вся оставив...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрости воду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Стена непобедимая...»[3]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мученика, глас 4-й: «Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится»; стих: «Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго мученика...». Стихира мученика, глас 2-й: «Блаженне Иоанне...».

Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален мученика, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[4], и мученика, глас 8-й 3. «Слава» мученика, глас 3-й: «Оставив мир...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста...» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки Преполовения и мученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и мученика, песнь 3-я (или 6-я)[5] 4.

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и мученика.

Апостол и Евангелие – дня и мученика.

Задостойник Пасхи.


1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

3 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

4 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

НОВИНКИ8
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
ИЮНЬ
пн вт ср чт пт сб вс
14 ноября    27 ноября
по старому стилю   по новому стилю