|
Богослужебные указания
24. Четверг 5-й седмицы по Пасхе. Прп. Симеона столпника на Дивной горе. Блж. Ксении Петербургской (службу зри 24 января)[1]. Прп. Никиты, столпника Переяславского. Служба прп. Симеона столпника шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы[2] блж. Ксении Петербургской в соединении со службой Триоди (Б). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6[3]: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» преподобного, глас 6-й: «Отче досточудне...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На источник пришел еси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «На гору высоку...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «На студенец яко прииде Господь...». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта...» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо...» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды)[4]. «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси...» (см. в Неделю самаряныни). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезначальный и Соприсносущный...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Да радуется днесь...». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только[5] праздника Триоди. На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни). Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и преподобного: «В память вечную...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и блж. Ксении, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удивится...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На источник пришел еси...». Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении – 3. На стиховне стихиры блж. Ксении, глас 6-й (со своими припевами)[6]. «Слава» – блж. Ксении, глас 4-й: «Ангельское житие...», «И ныне» праздника Триоди, глас 2-й: «На студенец яко прииде Господь...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко нашего воскресения...». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава» тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко нашего воскресения...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален блж. Ксении, глас 3-й: «Мирскую красоту...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко верней самаряныне...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[7]. По 2-м стихословии – седален блж. Ксении, глас 5-й: «Воздержанием житие твое украсивши...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко верней самаряныне...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание блж. Ксении и избранный псалом. Седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й: «Чудна явилася еси...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко верней самаряныне...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Обуревают мя волны...»[8]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их»; стих: «Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему». Евангелие – блж. Ксении. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаженныя Ксении...». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие твое...». Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта...» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и блж. Ксении на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален блж. Ксении, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо...» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Ксении (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси...» (см. в Неделю самаряныни). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)[9], и блж. Ксении, глас 2-й 3. «Слава» блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезначальный и Соприсносущный...» (см. на хвалитех). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко нашего воскресения...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь блж. Ксении. Кондаки праздника Триоди и блж. Ксении читаются попеременно. На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 4, и блж. Ксении, песнь 3-я (или 6-я)[10] 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блж. Ксении; кондак храма святого. «Слава» – кондак блж. Ксении, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни). Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и блж. Ксении. Апостол и Евангелие – дня и блж. Ксении. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и блж. Ксении: «В память вечную...». 1 Празднование в честь прославления святой блаженной Ксении Петербургской (1988) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 17 июля 2010 года. 2 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 581–593. 3 Ср.: Типикон, 27 апреля, 15 мая; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 129. 4 Ср.: Типикон, 15 мая. 5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716. 6 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 7 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. 9 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.
|
Православный календарь с тропарями и кондаками — это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание адресовано священнослужителям, а также мирянам интересующимся православным богослужением.
|