Богослужебные указания

29 мая по старому стилю  /  11 июня по новому стилю
вторник

29. Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского[1].

Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (службу зри 7 марта). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского[2].

Служба прмц. Феодосии девы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского, в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Правды Солнце мысленное...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосердие милости...».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия...» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и преподобномученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученицы).

По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 2-й; седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец...» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 4-й: «Божественная память...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 242) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника Триоди: «Мимоидый Спас наш...» (см. там же).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» праздника Триоди, глас 8-й: «Правды Солнце мысленное...».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобномученицы; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...».


Б. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и святителя, глас 4-й и глас 8-й – 5. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святителю отче Луко пречудне...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Правды Солнце мысленное...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами)[3]. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Приидите, вси людие...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосердие милости...» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[4].

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Спаси всех, к Тебе притекающих...»[5]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки...». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастыря добра...».

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия...» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец...» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени)[6], и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святителю отче Луко...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Кто возглаголет силы Твоя...» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)[7] – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.).

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителя: «В память вечную...».


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313).

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453).

3 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

4 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

5 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

6 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

НОВИНКИ7
Выпущены в свет Отрывные Патриарший календари: Отрывной Патриарший календарь на 2024 год «Стяжи дух мирен…» Отрывной Патриарший календарь на 2024 год «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
ИЮНЬ
пн вт ср чт пт сб вс
14 июля    27 июля
по старому стилю   по новому стилю