|
Богослужебные указания
1. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоа́нна Кроншта́дтского (службу зри 20 декабря)[1]. Мч. Иусти́на Филосо́фа. Прп. Диони́сия, игумена Глуши́цкого. Прп. Ага́пита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах. Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоа́нна Кроншта́дтского (см. в Минее 20 декабря)[2] в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы... в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы») (Б). Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «пое́м еди́наго напреди́, а друга́го в настоя́щий пято́к, на повече́рии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава). А. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я[3]. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н...» (ирмосы 2-го канона праздника). По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) Примечание. По традиции, к 9-й песни канонов праздника – припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом). На входе: «...спаси ны, Уте́шителю Благий...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15). Задостойник Пятидесятницы. Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника), и праведного, глас 6-й – 4. «Слава» – праведного, глас тот же: «Селе́ния святы́х...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие...». Вход. Прокимен дня. Паримии праведного – 3[4]. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 8-й: «Еди́ному Бо́гу...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Язы́цы иногда́...». По Трисвятом – тропарь праведного (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь праведного (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 16-я и 17-я[5]. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание праведного и избра́нный псалом. Седален праведного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Неизрече́нно ми́лостив...»; седален праведного по 2-м стихословии, глас 5-й: «Ежеде́нное соверше́ние...». «Слава» – седален праведного по полиелее, глас 8-й: «Оте́ческою любо́вию...», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас тот же: «По воста́нии, Христе́...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праведного, глас 4-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́»; стих: «Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́тимися к Тебе́». Евангелие праведного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго Иоанна...». Стихира праведного, глас 6-й: «Тя земна́го а́нгела...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праведного на 4 и праздника 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н...» (ирмосы 2-го канона праздника). По 3-й песни – кондак и икос праведного, глас 3-й; седален праведного, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) Примечание. По традиции, к тропарям 9-й песни канонов праздника поется припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й»; к тропарям канона праведного – припев: «Святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне, моли́ Бо́га о нас»[6]. По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен праведного, «И ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и праведного, глас 8-й – 3. «Слава» – праведного, глас 6-й: «И́стиннаго па́стыря...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Царю́ Небе́сный...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь праведного. Кондаки праздника и праведного читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и праведного, песнь 3-я – 4. На входе: «...спаси ны, Уте́шителю Благий...». По входе – тропарь праздника, тропарь праведного. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и праведного. Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15) и праведного. Задостойник Пятидесятницы. Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...». 1 Празднование в честь прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского (1990) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 11 июня 2009 года. 2 См.: Минея-Декабрь. Ч. 2. М., 2002. С. 529–543. 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми. 4 Паримии праздника Пятидесятницы не читаются. 5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 6 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.
|
В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2025 год». Это издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии.
|