
|
Богослужебные указания
![]()
19. Среда. Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. И́ова, патриарха Московского и всея Руси. Свт. Иоа́нна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского[1]. Прп. Паи́сия Великого. Прп. Варлаа́ма Ва́жского. Прп. Паи́сия Хиленда́рского. Совершается полиелейная служба ап. Иуды, брата Господня (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы[2] свт. И́ова, патриарха Московского и всея Руси (Б), и порядок совершения полиелейной службы[3] свт. Иоа́нна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского (В). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «И́же Боже́ственнаго Ду́ха...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[4]. На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ре́вности Боже́ственныя...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе ́но́ваго...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мре́жею сло́ва...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие апостола. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола Иуды...». Стихира апостола, глас 1-й: «Во всю зе́млю...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д...»). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – ин кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апостола, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Оста́вив земна́я...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ от бед...» (см. прил. 2-е, «В пяток вечера»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...». На часах – тропарь апостола. Кондаки апостола читаются попеременно. На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола; кондак апостола. «Слава» – ин кондак апостола, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма, кондак апостола. «Слава» – ин кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни). Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостола. Апостол и Евангелие – дня и апостола. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных собо́ри...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «С любо́вию восхва́лим...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й. «Слава» – ин седален святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя И́ова...». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда́ поставле́ние твое́...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д...»). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 7-й[5]. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 2-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Сле́зно моли́лся...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й и глас 3-й – 8. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Днесь собра́вшеся...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «О́браз вои́стину...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Сла́вы дре́вних святы́х...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Соше́дшеся днесь...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – святителя (Ин., зач. 35, от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоа́нна...». Стихира святителя, глас 6-й: «Ра́дуются днесь...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д...»)[6]. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й: «Моли́тва твоя́...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Утвержде́ние нам еси...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «А́ще и умро́х...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду): «О Тебе́, Богоро́дице Де́во...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Испове́дуем ди́вное заступле́ние...», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Богоро́дице, всех Цари́це...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. 1 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года установил днем памяти свт. Иоанна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского, 19 июня (ст. ст.). 2 См.: Минея-Июнь. Ч. 2. М., 2002. С. 597–611; Минея дополнительная. М., 2005. С. 297–308. 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден для общецерковного употребления текст службы свт. Иоанну Максимо́вичу, архиеп. Шанха́йскому и Сан-Франци́сскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3103634.html), на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/257), а также опубликован в издании: Глаголу Божию внимая: православный церковный календарь на 2015 год. Чтения из Священного Писания на каждый день. М., 2014. С. 402–415. 4 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 5 Икос святителя можно заимствовать из Минеи дополнительной (М., 2005. С. 304). 6 В данном случае поется канон Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...», который заимствуется из Часослова или Следованной Псалтири. ![]()
|
НОВИНКИ2
![]()
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
|