|
Богослужебные указания
8. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Вмч. Прокопия. Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице)[1]. Празднование в честь знамения от иконы Божия Матере Благовещения, яже во граде Устюге. Прав. Прокопия Устьянского. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в честь Казанской иконы Божией Матери[2]. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 8-й[3]: «Приидите, возрадуемся...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси роди...». На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Воспоем, людие...». По Трисвятом – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (трижды)[4]. Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (единожды)[5]. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6]. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом[7]. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 3-й: «Людие благочестивии...» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «Всю Тя Бог освяти...» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 4-й: «Да ликовствует светло...» (см. по 2-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «О Всеблагословенная Богородице...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален Богородицы по полиелее, глас 1-й: «Правоверно чтущия Тя...», «И ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Пречистая Твоя икона...». Степенны и прокимен – гласа[8]. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...» (но не «Молитвами Богородицы...»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (по выбору)[9]. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» стихира евангельская 4-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Казанской иконы). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы (Казанской иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы. Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». 1 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 519–532; Минея дополнительная. М., 2005. С. 353–364. 2 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю» (ср.: Типикон, 8 июля); Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю» (ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562). 3 Стихира «Приидите, возрадуемся...» – 8-го гласа (ср.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 76). 4 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю» (ср.: Типикон, 8 июля). 5 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю» (ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562). 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 7 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...». 8 Прокимен воскресный, глас 3-й: «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися,/ ибо исправи вселенную, яже не подвижится», стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля». 9 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю» (ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562).
|
В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2025 год». Это издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии.
|