Это
святой благоверный Александр Невский внушает тебе: «Восстань,
наконец, против этой язвы, снедающей тебя; я помогу, и вместе
одолеем». Есть порывание на укрепление себя в благих
расположениях подвигам благочестия? Это он говорит душе: «Начинай,
– я с тобою: ныне время благоприятно». Вспадает мысль
– помочь кому чем? Это от него – он говорит: «Помоги,
я буду тебе должник и возвращу – с избытком».
Послушаем
сего утешительного гласа, и все благое, теперь в сердце
возникающее, положим исполнить, – и тем возрадуем святого
Александра, труды его – около нас для нас же, – не
праздными соделывая. Что до него самого, то он тотчас готов бы
всех нас переделать, и из грешников обратить во святых. Да нельзя
сего сделать без нас. Он может мысль дать и помочь исполнить ее,
но нам надо принять мысль, решиться действовать по ней и
приступить к делу. Как только примем мысль и, хоть малый,
употребим труд по ней, он тотчас к нам придет со своей помощию. Не
будь сего, – не чему в нас оказать ему помощь, – и он
отходит от нас, скорбя: ибо он есть помощник наш, а не делатель за
нас.
Как
же ему должно быть скорбно и больно, когда, обходя нас с таким
распространенным к нам сердцем, он лишен будет возможности сделать
для нас что-либо, и как бы отвержен со своими милостями и дарами,
– скорбно не потому, что надо раздать, а потому, – что
иному ничего нельзя дать.
Вот
мы ныне прибегаем к нему с молитвами и просим его. Но мало
просить, надо и самим напрягаться на просимое. Если одолевает тебя
какая страсть, – и ты молишься: «Святый благоверный
великий княже Александре, помоги мне», – а сам и в
мыслях не имеешь вооружиться против страсти; то он не поможет
тебе: ибо если б он сам за тебя одолел твою страсть, то он не
помог бы тебе, а действовал за тебя. А этому не следует быть между
разумными тварями. Тут всякий сам действует, а другие только
помогать ему могут. Так, просить – проси, и верь, что придет
помощь, – только и сам употреби труд на то, о чем просишь.
Рассказывают,
что в египетских пустынях жил инок, которого одолевала одна
страсть. Пришел он к святым старцам, открыл им немощь свою и
просил помолиться. Они по обычаю назначили пост и молились. Когда
потом пришел тот инок, они спросили его: «Что, теперь легче
ли?» – «Нет, – говорит, – все
попрежнему».
|
Святые старцы опять стали молиться, но когда
пришел тот инок, у него опять было все по-прежнему.
Старцы в третий раз помолились, и это не помогло. Тогда они помолились уже
не об иноке, а о том, чтоб им открыто было, что такое значит, что
молитва их не приемлется.
И было им открыто: потому не слышится молитва, что этот инок сам
лелеет свою страсть и не борется с нею.
Тогда
старцы позвали его и сказали: «Поди прежде вооружись сам
против страсти и употреби свой труд к преодолению ее; тогда и наша
молитва поможет тебе, а без этого хоть все святые – и земные
и небесные – станут молиться о тебе, помощи никакой не
будет».
Закон
сей один, – как тогда, так и теперь, так и во всякое время.
Вот и у нас теперь – помощь готова: среди нас святой
благоверный великий князь Александр. Но заставим мы его отойти от
нас, ничего для нас не сделавши, если он ни в мыслях, ни в
желаниях наших не встретит напряжения на то, что получить от него
нам потребно.
И
скорбно ему будет, но отойдет так. Положим же, все внушаемое нам
благое, – исполнять, – против же всего недоброго
вооружимся. Тогда и помощь получим и святого благоверного великого
князя Александра Невского возвеселим, – тем, что дадим ему
приступ к себе самим и возможность излить на нас дары свои.
Придите же, понудим себя долее пребыть в сем духовном союзе и
усладим себя вращанием ума и сердца своего в кругу его.
Правила
жизни святого Александра суть правила Евангелия. От юности
возлюбил он Христа, – вот вам образец, юноши и девы! Образец
был он – словом, житием, любовию, верою, чистотою и
говением, – вот вам пример, мужи и жены! После сына
покорного и семьянина мирного, он правитель правосудный, князь
многопопечительный о народе, – вот вам руководство,
устроители благоденствия народного! Настройтесь так все –
каждый в роде своем, и – подражатели бывше святому
Александру, как он Христу, услышите от него: «Вы утешение
мое!» Дух святого Александра есть дух Христов, – не
дух мира… но дух, иже от Бога (1 Кор. 2, 12), дух
самоотвержения и самораспятия, принесший себя любовию в жертву
Богу и братьям.
День и ночь он в труде, – то внутри, то на
краю западном, то на краю восточном, – и везде не своих си
ища, но яже ближних смотряя, и притом все во имя Господа, на Коего
уповая, не изнемогал, и Коим укрепляясь, всякие стены препятствий
преходил, живот свой сокровенным имея со Христом в Боге.
Настройтесь так, и, как подобницы святому Александру, услышите от
него: «Вы венец похваления моего!» (1 Сол. 2,
19).
|