|
Святитель Прокл,
Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста († 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426–427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет (434–447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408–450) из Комар в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня. Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте († 446–447). *На русском языке издано: 1. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа // Христианское чтение. 1838. IV. С. 265 слл. 2. Слово на Святое Богоявление. – Слово в неделю Ваий // Там же. 1839. I. С. 34 слл.; 295 слл. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1900. № 2. 3. Слово во Святый и Великий Четверток // Там же. 1840. II. С. 48 слл. 4. Слово на страдание Господа, во Святый и Великий Пяток // Там же. 1839. I. С. 303 слл. 5. Слово о Воплощении // Деяния Вселенских Соборов. Т. I. Казань, 1855. С. 311–322. 6. Слово на Святую Пасху // Там же. 1840. II. С. 56 слл. 7. Слово из текста: В начале бе Слово // Там же. 1840. II. С. 194 слл. 8. Слово на святую Пятидесятницу // Там же. 1834. II. С. 245 слл. 9. Слово на Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа // Там же. 1839. III. С. 162 слл. 10. Похвальное слово Пресвятой Деве Богородице Марии // Там же. 1839. IV. С. 27 слл. // Воскресное чтение. 1853. Вып. 31. С. 291–293. 11. Похвала Апостолу Павлу // Там же. 1840. II. С. 304 слл. 12. Похвальное слово Апостолу Андрею // Там же. 1839. IV. С. 188 слл. 13. Похвальное слово Иоанну Златоустому // Там же. 1840. I. С. 65 слл. 14. Беседа о воплощении Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1832. ХLVIII. С. 265 слл. 15. Беседа на Святую Пасху // Там же. 1835. II. С. 3 слл. 16. Беседа о предании Божественной Литургии // Там же. 1839. IV. С. 36 слл. 17. Послание к армянам о Вере // Там же. 1841. I. С. 351 слл.* |
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
|