Богослужебные указания

7 января по старому стилю  /  20 января по новому стилю
суббота

7. Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления[1]. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.

На великой[2] вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Предтечи, глас 1-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во плоти светильниче...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Бог Слово явися...» (догматик гласа не поется)[3].

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами (по обычаю).

Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Просительная ектения и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Яко Духа рачитель...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, подражаим...».

По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

Примечание. На повечерие в пятницу вечером может быть перенесена служба прп. Домники (с 8 января). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Минеи, глас 8-й: «Иордан струями...». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и Предтечи (см. в Минее). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу»[5]. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Ангел из неплодных ложесн...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос на Иордан...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 3-я – 4 (1-го канона – со ирмосом) и Предтечи, песнь 6-я – 4.

На входе – «...во Иордане крестивыйся...».

По входе – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и Предтечи[6].

Апостол и Евангелие – субботы по Богоявлении и Предтечи.

Задостойник праздника (и до отдания).

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи).


1 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее – попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. В воскресные дни в период попразднства – служба по Октоиху и Минее, отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

Некоторые особенности попразднства Богоявления:

  1. На утрене по кафизмах произносятся ектении.
  2. После 9-й песни «Достойно есть» не поется.
  3. Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника.
  4. На Литургии по входе поется: «...спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия» (в воскресные дни: «...Воскресый из мертвых...»).
  5. Дневные тропари в седмичные и субботние дни в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.
  6. Перед чтением Апостола в седмичные и субботние дни вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов.
  7. На Литургии во все дни попразднства поется задостойник – припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоумеет всяк язык...».

2 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206.

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

5 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

6 Ср.: Типикон, 7 января, 3-е и 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378–379.

НОВИНКИ2
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
ЯНВАРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
8 ноября    21 ноября
по старому стилю   по новому стилю