Богослужебные указания

17 февраля по старому стилю  /  2 марта по новому стилю
воскресенье

17. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 3-й. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост.

Вмч. Фео́дора Ти́рона. Прп. Варна́вы Гефсима́нского, Ра́донежского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с полиелейной службой сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (Б)[1].

Служба вмч. Фео́дора Ти́рона переносится на малое повечерие под 16 февраля.

Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Се́де Ада́м пря́мо рая́...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» Триоди, глас 6-й: «Со́лнце лучи́ скры...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Та́инственно воспева́ем...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгна́н бысть Ада́м...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель...».

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских...». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[2]. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Триоди: «Яко по су́ху...».

По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й. «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен Триоди, «И ныне» – ин светилен Триоди.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Приспе́ вре́мя...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «В Неделю сыропустную»): 1-й – «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́»; 2-й – «Возвеселю́ся и возра́дуюся о Тебе́, / пою́ и́мени Твоему́, Вы́шний», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 3-я.

На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди.

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспомина́ние...», «Яко овча́...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко взе́млется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хле́бы сия...».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной[3].

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небес...».


Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, Триоди, глас 6-й – 3, и святителя, глас 3-й – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Се́де Ада́м пря́мо рая́...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На литии стихира храма и две стихиры Триоди (см. на хвалитех, без припевов), глас 5-й: «Увы́ мне...», глас тот же: «По́прище доброде́телей...»[4]. «Слава» – святителя, глас 3-й: «Моли́твами святи́теля Ермоге́на...» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах» великой вечерни)[5], «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Со́лнце лучи́ скры...» (см. славник литийных стихир Триоди).

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телю Ермоге́не...» (см. 1-ю стихиру на стиховне)[6], «И ныне» Триоди, глас тот же: «Изгна́н бысть Ада́м...» (см. славник стиховных стихир Триоди)[7].

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[8].

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских...». Величание святителя и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы...»[9]. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 4-й: «Строи́теля земли́...»; ин седален святителя по 1-м стихословии, глас тот же: «Све́тлую твою́ па́мять...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Яви́лся еси...»; ин седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Притеце́м, ве́рнии...»; седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго...». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко А́нгела...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажи́м Честне́йшую...»[10]. Степенны и прокимен – гласа[11]. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и святителя на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Триоди: «Яко по су́ху...».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Изгна́н бысть...» или «Ны́не вре́мя...» (по выбору).

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен Триоди: «За́поведь Твою́...» или «Изгна́на бы́вша...» (по выбору).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и святителя, глас 7-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни); затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и стихира Триоди, глас 6-й: «Ада́м из рая́...». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе́ вре́мя...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́»; 2-й – «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, / и преподо́бнии Твои́ возра́дуются», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 3-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...». Кондаки Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспомина́ние...», «Яко овча́...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко взе́млется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хле́бы сия...».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 24 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 429–431.

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...». «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...»; кондак Триоди. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...»; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Триоди.

Прокимен и аллилуиарий[12] – Недели сыропустной[13] и святителя.

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной и святителя.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небес...», и святителя: «В па́мять ве́чную...».


Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы

Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю[14]. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, уще́дри ны...». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...».

Примечание. Вечерня служится уставным порядком, как правило – в золотом (желтом) облачении; в некоторых местах существует традиция использования уже в Недели о Страшном суде и Сыропустную (либо во все подготовительные воскресенья перед Великим постом, начиная с Недели о мытаре и фарисее), то есть и на этой вечерне – фиолетового облачения. Во время чтения «Сподоби, Господи...» духовенство переоблачается в темные ризы, просительная ектения и все дальнейшие песнопения исполняются великопостным напевом[15].

Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и предначинательный псалом (иерей по обычаю читает тайно светильничные молитвы перед царскими вратами).

Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры[16] на 10: Октоиха покаянны, глас 3-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника)[17], Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (свт. Льва, папы Римского, с 18 февраля), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому́ уподо́билася еси, окая́нная душе́...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.

Вход с кадилом[18]. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю»; стих 1-й: «Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя»; стих 2-й: «Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся»; стих 3-й: «Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша».

Примечание. Великий прокимен «Не отврати́ лица́ Твоего́...» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю[19] Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди»; стих 1-й: «От коне́ц земли́ к Тебе́ воззва́х»; стих 2-й: «Покры́юся в кро́ве крил Твои́х»; стих 3-й: «Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во ве́ки».

Ектения сугубая «Рцем вси...» не произносится. После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи...»[20]. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «А́нгельстии чи́ни...».

«Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...»[21]. По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны, святии апостоли...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благослове́н...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю́...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами)[22]. После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина...».

Литии о усопших после этой вечерни не полагается.

Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.

После отпуста вечерни[23], по традиции[24], совершается чин прощения[25].

Во время пения многолетия (по отпусте вечерни) предстоятель входит в алтарь, отлагает фелонь и берет в руки напрестольный крест, после чего исходит на амвон, облаченный в епитрахиль. Крест полагается на столец (аналой), заранее поставленный неподалеку от амвона.

Если приход многоштатный, то вместе с предстоятелем исходят все священнослужители – священники в епитрахилях, диаконы – без богослужебного облачения, – и становятся перед солеей, обратившись к алтарю.

Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл великопостного подвига, а также содержание предстоящего чина прощения. По окончании слова[26] он произносит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному вся, елика согреших во дни сем и во вся дни живота (жития) моего делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы», после чего творит земной поклон молящимся, без крестного знамения.

От лица молящихся старший клирик (если есть) или учиненный мирянин громко отвечает: «Бог ти простит, отче святый, прости и нас грешных и благослови, и помолися о нас, грешных»[27], после чего все сослужащие также совершают земной поклон предстоятелю, без крестного знамения.

Предстоятель, восстав, произносит в ответ: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

После этого могут быть прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы из Дополнительного требника[28], где их приводится две. По своему происхождению первая молитва – значительно древнее второй, поэтому, с рассуждения настоятеля, вторая молитва может быть как прочитана, так и опущена. Прежде, чем читать молитвы (или молитву), предстоятель, обращаясь к собравшимся в храме, говорит о том, что Святая Церковь, заботясь о своих верных чадах, предлагает после взаимного прощения испросить благословения от Господа на предстоящий подвиг поста, и завершает свое слово возгласом: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».

Все преклоняют колени, предстоятель читает молитвы лицом к народу. В конце молитв хор поет: «Аминь». Приведенный в Требнике возглас «Благословение Господне на вас...» по окончании молитв не произносится, так как переносится в конец чина прощения.

Завершив молитвы и коленопреклонение, предстоятель берет напрестольный крест с аналоя или столика и начинает подавать его верующим. В многоштатных приходах первыми к предстоятелю подходят священнослужители: целуют крест и предстоятеля в ланиты, испрашивая прощения. Затем священники берут напрестольные кресты (или иконы), которые должны быть положены заранее на уготованном месте, и становятся один за другим после настоятеля, по старшинству. Если имеются диаконы, они встают следом за священниками, также по старшинству, держа в руках святые образа Спасителя, Божией Матери, храмовых и чтимых святых. В монастырях уместно, чтобы игумен держал напрестольный крест, один из старших иеромонахов может держать Евангелие, а остальные иеромонахи – и, после них, иеродиаконы – могут держать святые иконы.

Молящиеся подходят к целованию креста сначала к предстоятелю, а затем поочередно ко всем клирикам. Согласно обычаю, лобызая крест, прихожане обращаются к предстоятелю со словами: «Простите меня, грешного (грешную)», на что тот отвечает: «Бог простит».

Во время целования креста хор поет «Покаяния отверзи ми двери...», «На река́х Вавилонских...» и иные песнопения покаянного характера[29].

По окончании целования предстоятель осеняет всех крестом и произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь».

Примечание. «По вече́рни же в трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 49-я, «В ту́южде Неде́лю сы́рную ве́чера»).

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.

Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется.

Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец...» произносится: «Боже, уще́дри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная...», и прочее по обычаю.


1 Ср.: Типикон, 24 февраля, 1-я Маркова глава: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Иоа́нна Предте́чи в Неде́лю мясопу́стную, или́ сыропу́стную».

2 Прокимен воскресный, глас 3-й: «Рцы́те во язы́цех, яко Госпо́дь воцари́ся,/ и́бо испра́ви вселе́нную, я́же не подви́жится», стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́».

3 Прокимен и аллилуиарий Недели сыропустной см., напр., в приложении Апостола и в Постной Триоди (прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему», стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог...»; аллилуиарий, глас 6-й: «Бла́го есть испове́датися Го́сподеви...»).

4 Хвалитная стихира Триоди, глас 6-й: «Ада́м из рая́...», не переносится на литию, а поется на хвалитех утрени.

5 В качестве славника поется последняя стихира святителя на «Господи, воззвах», т. к. в службе Минеи на «Господи, воззвах» великой вечерни отсутствует славник.

6 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 399.

8 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую...».

9 Величание и избранный псалом на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

10 При пении седальнов Минеи допустима следующая схема: седален святителя по 1-м стихословии, глас 4-й (по выбору); седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же (по выбору); «Слава» – седален святителя по полиелее, глас тот же (по выбору), «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажи́м Честне́йшую...».

11 Прокимен воскресный, глас 3-й: «Рцы́те во язы́цех, яко Госпо́дь воцари́ся,/ и́бо испра́ви вселе́нную, я́же не подви́жится», стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́».

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 429, 427, 786.

13 Прокимен и аллилуиарий Недели сыропустной см., напр., в приложении Апостола и в Постной Триоди (прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему», стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог...»; аллилуиарий, глас 6-й: «Бла́го есть испове́датися Го́сподеви...»).

14 О тропаре (тропарях) и кондаке на 9-м часе см. выше.

15 См.: Разъяснения недоуменных вопросов, возникающих в богослужебной практике, одобренные на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 августа 2023 года. Опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6053200.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053282.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053314.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053336.html), а также в приложении Богослужебных указаний на 2024 год (с. 988–999).

16 Во время пения псалмов и стихир – обычное каждение.

17 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две – покаянные.

18 В это воскресенье и в последующие четыре (см. следующую сноску) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов.

19 В 2025 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на понедельник 6-й седмицы Великого поста, поэтому на вечерне в Неделю 5-ю поста вечером будет петься прокимен дня.

20 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи...» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах – и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.

21 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен...» и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.

22 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.

23 Чин прощения по обычаю совершается после вечерни в Неделю сыропустную. В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной Литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.

24 Традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную Неделю – это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста (ср. Типикон, гл. 49-я, «В ту́южде Неде́лю сы́рную ве́чера»: И целу́ем святы́я и честны́я ико́ны). Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин.

25 См.: Разъяснения недоуменных вопросов, возникающих в богослужебной практике, одобренные на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 августа 2023 года. Опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6053200.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053282.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053314.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/6053336.html), а также в приложении Богослужебных указаний на 2024 год (с. 988–999).

26 В некоторых местах принято сначала читать молитвы на начало поста (см. ниже), а только затем испрашивать у всех прощение.

27 Более полный вариант ответа: «Бог да простит тя, честный отче. Прости и нас, отче святый, и благослови, елика согрешихом во вся дни живота нашего, и в сей день и час без числа согрешихом душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении. Согрешихом сердцем и всеми чувствы, слухом, видом, волею и неволею, и несть того греха, егоже не сотворихом, но о всех каемся, прости ны, отче святый, и благослови, и помолися о нас грешных».

28 По смыслу самих молитв, они должны читаться уже при начале постного подвига, то есть в понедельник 1-й седмицы Великого поста; с рассуждения настоятеля прихода или игумена обители, их действительно можно прочитать до или после утрени понедельника – особенно в монастыре, если на службе 1-го дня Великого поста присутствует большинство насельников обители, – однако в приходской практике целесообразнее читать их в составе чина прощения.

29 В Типиконе умалчивается о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу́ем святы́я и честны́я ико́ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасения стези...», «Множества содеянных...». В некоторых местах принято завершать цикл песнопений стихирами Пасхи, которые в этом случае поются до слов: «...прости́м вся Воскресе́нием».

НОВИНКИ10
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2025 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви
МАРТ
пн вт ср чт пт сб вс
20 марта    2 апреля
по старому стилю   по новому стилю