Богослужебные указания

19 февраля по старому стилю  /  4 марта по новому стилю
суббота

Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля)

Ап. от 70-ти Архи́ппа.


Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А).

Примечание. На этот день с четверга, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой в честь сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б).

А. Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архи́ппа)1, а также – заупокойный канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)2.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я3.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 3-й.

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8.

Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...».

Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...»4. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день5. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...»6. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...».

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.)

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».

По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Господни, / во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»).

По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора.

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м боб обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю7, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в сей Вели́кий по́ст: в праздник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).


Б. Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом8 – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)9, а также – рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архи́ппа)10.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изволит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак сщмч. Ермогена, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»).

«Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...» (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 16-я и 17-я11.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Строи́теля земли́ на́шея...» (см. по 1-м стихословии), ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же: «Све́тлую твою́ па́мять...» (см. там же); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же: «Яви́лся еси...» (см. по 2-м стихословии), ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же: «Притеце́м, ве́рнии...» (см. там же). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Влады́чица...» (см. по 2-м стихословии)12.

Примечание. Допустимо седальны по 16-й кафизме петь следующим образом: седален сщмч. Ермогена, глас 4-й (см. по 1-м стихословии; по выбору); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же (см. по 2-м стихословии; по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Владычица...» (см. по 2-м стихословии).

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы...»13. Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас 4-й: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго…». «Слава» – ин седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас тот же: «Премудраго иера́рха восхва́лим, яко а́нгела...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажи́м Честне́йшую…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Предста́тель тепле́йший…».

Каноны: сщмч. Ермогена со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)14 и вмч. Феодора (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...»15. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день16. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...»17. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...»18.

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору)19, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 320, и вмч. Феодора, глас 1-й – 321; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде / и упова́ет на Него́»22, или: «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́»23, или: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, / и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»24, или: «В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, / от слу́ха зла не убои́тся»25;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смы́сла...».

На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно26.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я4.

По входе – тропари и кондаки27:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Росси́йския земли́ первопресто́льниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен и причастен – святых (сщмч. Ермогена и вмч. Феодора)28.

Аллилуиарий – сщмч. Ермогена и вмч. Феодора.

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и сщмч. Ермогена.

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м боб обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю29, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).


1 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

2 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии).

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

4 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.

5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святы́х посто́в».

6 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.

7 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562.

9 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого.

10 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

13 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

15 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.

16 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святы́х посто́в».

17 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.

18 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

19 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

20 В Минее 6 стихир, три из них опускаются.

21 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.

22 См. прокимен на Литургии.

23 См. в стихирах на стиховне великой и малой вечерни.

24 См. аллилуиарий на Литургии и стихи в стихирах на стиховне великой вечерни.

25 См. причастен на Литургии и стихи в стихирах на стиховне малой вечерни.

26 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

27 Там же. С. 566.

28 Прокимны и причастны сщмч. Ермогена и вмч. Феодора совпадают.

29 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

МАРТ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС