
|
Богослужебные указания
![]()
3. Пятница 4-й седмицы по Пасхе. Мчч. Тимофе́я и Ма́вры. Прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского. Пече́рской-Нерукотворной и Све́нской-Пече́рской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Све́нская-Пече́рская»[1]. Прпп. Иулиани́и и Евпракси́и Московских. Служба мчч. Тимофе́я и Ма́вры не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Феодо́сия Киево-Печерского в соединении со службой Триоди (Б). А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй...» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Очи́стим помышле́ний сокро́вища...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только Преполовения. На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 4-я – 6 (со ирмосом). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мучеников; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и преподобного, глас тот же 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, стеце́мся вси...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 8-й (со своими припевами)[2]. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Преполови́вшуся пра́зднику...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Зва́нию Го́спода...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Прему́дрости во́ду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[3]. По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 8-й: «Сле́зными тече́ньми...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «От утро́бы освяще́н быв...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 8-й: «На не́бо теку́щее возше́д...». Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален преподобного, глас тот же. «Слава» – ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй...» (см. в среду Преполовения). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[4], и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику...» (см. на хвалитех). Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки Преполовения и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 4-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я)[5] – 4. Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Преполовения). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Пасхи. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Све́нская-Пече́рская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/368). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130. 2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 4 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719. ![]()
|
НОВИНКИ10
![]()
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2025 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви
|