|
Месяцеслов
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Девяти мучеников Кизи́ческих: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавма́сия и Филимона (286–299). Прп. Ме́мнона чудотворца. Прп. Нектария Оптинского (1928). Прп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиа́на диакона (284–305). Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиква́ти и Папа́ти (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.). Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Деян., 14 зач., V, 12–20. Ин., 65 зач., XX, 19–31. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». «Ангельский собор» не поется. По Евангелии – «Воскресение Христово видевше» трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Канон праздника (Недели Фоминой, а не пасхальный). Катавасия «Воскресения день...». С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе...». Во все воскресные дни до отдания Пасхи «Честнейшую» не поем. На литургии по входе: «Приидите, поклони́мся... Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...» (так во все дни, кроме праздника Преполовения и отдания его). После «Спаси, Боже...» – «Христос воскресе...» один раз; после «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» трижды. Отпуст «Воскресый из мертвых...» (такое окончание литургии бывает во все воскресные и седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи). Вечерня в Неделю Антипасхи со входом и великим прокимном. Во все воскресные дни периода пения Цветной Триоди служба совершается только по Триоди, а Минея опускается (за исключением памятей святых, имеющих бдение или полиелей). В период пения Триоди Цветной на литургии во все дни Апостол и Евангелие дня читаются первыми, а чтения святым – вторыми. Седмицы от Пасхи до Пятидесятницы начинаются не с понедельника, а с воскресенья. Молитва «Царю Небесный» до Пятидесятницы не читается и не поется. Когда в Уставе говорится о пении на службах периода Пятидесятницы песнопений «праздника», то имеются в виду не пасхальные песнопения, а служба той или иной Недели Триоди Цветной (а также Преполовения).
Сегодняшнее воскресенье посвящено событию, которое именуется уверением Фомы (см.: Ин. 20, 19–31). Известно, что апостол Фома не был с учениками, когда воскрес Иисус, и, услышав об этом, сказал: «Не поверю! Пока не прикоснусь к Нему, пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, не поверю!» И потом Христос является и говорит Фоме: «Вложи свои пальцы в язвы Мои, осяжи ребра Мои и будь не неверен, но верен». Какие же две важные для человека стороны жизни сталкиваются здесь в конфликте? С одной стороны – вера, а с другой стороны – знание. Мы знаем, что знание, в том числе научное, основывается на опыте. В науке нельзя ничего доказать, пока предположение не подтверждено опытом. Конечно, Фома всего этого не знал, но он интуитивно чувствовал: пока он опытно не ощутит факт Воскресения, ни о какой вере и речи быть не может, ведь требуется принять на веру то, что лежит вне всякого человеческого опыта, – воскресение умершего. Вот Фома и провел эту черту между верой и знанием. С точки зрения науки Фома был прав: надо потрогать, пощупать или вычислить путем математических формул, а если что не сходится, значит, это не реальность, – это ошибка, заблуждение. И Фома потребовал такого доказательства через опыт, а Господь ему говорит: осяжи, если хочешь, потрогай, убедись, но не будь неверен, живи верой. |
Православный календарь с тропарями и кондаками — это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание адресовано священнослужителям, а также мирянам интересующимся православным богослужением.
|