|
Богослужебные указания
5. Суббота 2-й седмицы по Пасхе. Мц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (службу зри 11 апреля). Прмч. Ефрема Нового[1]. Служба мц. Ирины не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. В течение всего периода Пятидесятницы субботние каноны о усопших, текущего гласа из Октоиха, поются в пятницу вечером на повечерии вместе с четверопеснцем Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В пяток 2-я седмицы по Пасце вечера», «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны Триоди. Примечание. По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4. В храме святого: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мученицы на 4. Примечание. Каноны Господского или Богородичного храмов не поются во всю Пятидесятницу, за исключением Троицкой родительской субботы. Канон храма святого не поется в субботы периода Пятидесятницы при совершении службы шестеричного святого или двух малых святых. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученицы). По 3-й песни – кондак мученицы, глас 4-й; седален мученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...». По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов...». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «По днех осмих...». «Тебе слава подобает» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Учеником сомнящимся...». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только праздника Триоди (Антипасхи). Примечание. По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф...» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 9-я – 6 (со ирмосом). Примечание. Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»). По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученицы; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 августа 2022 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобномученику Ефрему Новому, Неамакринскому чудотворцу. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5953533.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
|
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет подарочный настенный календарь на 12 месяцев формата А2 «К 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси», посвященный жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Патриарха Тихона
|